Вероятность погибнуть или получить серьезные травмы в ДТП в России существенно выше, чем в любой развитой и в большинстве развивающихся стран мира. Из каждых 100 тысяч россиян ежегодно в ДТП гибнет 15-18 человек, а из каждых 100 тысяч немцев, французов, англичан, американцев - 2-3. по данным ВОЗ, ДТП - основная причина смерти людей в возрасте 15-29 лет.
Африканский уровень
В 2015 году на дорогах России погибло более 21 тысячи человек (без учета статистики за декабрь). Это огромная цифра, превышающая количество погибших от всех других внешних причин: катастроф, террористических актов, военных действий.
Несмотря на то, что в 2015 году уровень смертности снизился по сравнению с предыдущим годом, текущий показатель - 15 погибших человек из 100 тысяч граждан - это африканский уровень безопасности.
Регионы РФ существенно отличаются друг от друга по уровню безопасности. Рейтинг показывает, как ваш регион выглядит в общем рейтинге, какова доля пешеходов среди погибших и как состояние дорог влияет на смертность.
Мы сравнили регионы по безопасности в городах с населением более 50 тыс. человек. Тем самым мы исключили влияние плотности и протяженности трасс, проходящих по региону. Кроме того, на безопасность в городах местная власть оказывает большее влияние, чем на безопасность на трассах, и наш рейтинг - это в какой-то степени сравнение эффективности губернаторов и мэров.
На дорогах стало безопаснее
В 2015 году в ДТП погибло на 15% меньше человек, чем в 2014-м. Это отличный результат, но в последний раз такое снижение наблюдалось в кризисные 2008-2009 годы. Это наводит на мысли об активном влиянии кризиса на транспортную активность и, как следствие, - на уровень ДТП.
“Снизилась деловая и повседневная активность. Кроме того, в кризис люди стараются меньше рисковать, ведут себя осторожнее на дорогах, - говорит бывший заместитель начальника Центра региональной безопасности Вологодской области Дмитрий Жаворонков.
Вторая причина - повсеместное внедрение фото-видеофиксации и штрафование водителей за превышение скорости.
Самыми безопасными регионами о уровню смертности в ДТП оказались Белгородская и Мурманская области (3 погибших на 100 тыс. жителей в каждой с разницей в десятые доли), Удмурдская республика (3,5), Республика Карелия (3,6) и Камчатский край (3,6).
Регионами с самой высокой смертностью стали Республика Тыва (22 погибших на 100 тыс. жителей), Карачаево-Черкесская республика (16,7), Республика Калмыкия (13,6), Республика Ингушетия (12), Кабардино-Балкарская Республика (11,7).
Треть погибших - пешеходы
К сожалению, снижение смертности коснулось только водителей и пассажиров.
Доля пешеходов среди погибших за год увеличилась на 3,6% и составила в 2015 году 30%. В некоторых регионах этот показатель доходит до 40-50%. При том что в развитых странах, где общий уровень смертности ниже в 2-4 раза, ниже и доля пешеходов среди погибших - 20% в среднем.
Эта печальная для страны статистика - следствие советского подхода к организации дорожного движения, который исповедуют проектировщики наших дорог и улиц и сейчас: главный на дороге - это автомобиль, город предназначен для него, а пешеход должен потерпеть.
Многополосные шоссе в городах, надземные и подземные пешеходные переходы, большие расстояния между пешеходными переходами, длительное время ожидания на переходе и множество других диких нормативов, правил и сложившихся представлений, устаревших еще в 60-70 годах прошлого века, но крепко сидящих в головах некомпетентных чиновников, - ведут к высокому уровню смертности на дорогах наших городов.
Но главная причина гибели пешеходов в ДТП - фактически разрешенная скорость в городе 80 км/час (60 км/час плюс 20 км/час не штрафуемое превышение).
“Главная причина гибели пешеходов - несовместимые с безопасностью ненаказуемые скорости движения автомобилей на улицах населенных пунктов России, где сбивают более 90% пешеходов, - говорит председатель межрегионального общественного движения за права пешеходов "Союз пешеходов" Владимир Соколов. - Водители в России имеют такую же реакцию, как и водители в Европе, но там максимальная скорость в городах - 50 км/час без всяких "ненаказуемых превышений". Есть также пробел в Правилах дорожного движения, которые не требуют от водителя снизить скорость при проезде пешеходного перехода, если он не увидел там пешехода (а пешеход там может быть). Тормозить, чтобы остановиться при скорости 80 км/час, надо за 60 (сухая дорога) - 100 метров. Пешехода, как правило, можно увидеть за 20-30 метров - водитель просто не успевает вовремя затормозить, и в итоге происходит наезд”.
Наиболее высокая доля пешеходов среди погибших в ДТП - в Санкт-Петербурге (52%), Москве (48%), Республике Марий Эл (42%), Калининградской области (38%), Омской области (37%). Для Санкт-Петербурга и Москвы эти цифры объяснимы - эти регионы представляют собой крупнейшие города, а 90% пешеходов гибнет именно в населенных пунктах.
И наоборот, чем меньше крупных городов в том или ином регионе, тем ниже там доля пешеходов среди погибших в ДТП. Так, в число регионов с наименьшей долей пешеходов среди погибших попали Республика Калмыкия (11%), Ханты-Мансийский АО (12%), Карачаево-Черкесская Республика (13%), Ямало-Ненецкий АО (14%), Магаданская область (15%).
Что такое НДУ? Задайте вопрос мэру
Количество погибших в ДТП, которым способствовали неудовлетворительные дорожные условия (НДУ) - 34%. То есть более 7 тысяч человек в России погибли, в том числе потому, что освещение, ограждение, разметка, дорожное покрытие были не такими, какими они должны быть согласно нормам и правилам.
Так, к регионам с самой высокой долей смертности в ДТП, которым способствовали НДУ, относятся Ямало-Ненецкий автономный округ (64%), Мурманская (59%), Курганская (58%), Свердловская (58%) и Белгородская (52%) области.
В российских городах есть огромный потенциал для повышения безопасности дорожного движения. Консультант Института урбанистики по безопасности дорожного движения, редактор портала transspot.ru Сергей Давыдов считает, что жители российских городов должны требовать от своих властей устройства пешеходных переходов, ограничения скорости движения транспорта, расширения тротуаров, установки светофоров и улучшения качества светофорного регулирования, а также изменения организации дорожного движения на проблемных участках улиц и перекрестках.
Материал подготовлен аналитической компанией
“Просто цифры”Оригинал статьи:
prostocifry.ru