За огромным количеством новостей последних дней несколько затерялся отличнейший цикл раследований "Товарищеский Капитализм", сделанный специальным подразделением Рейтерз, занимающееся расследовательской журналистикой -
Reuters Investigates.
В нормальных условиях в демократической стране эти расследования привели бы к падению правительства и отставкам кучи чиновников, но у нас, понятное дело, это привело к чему и обычно - ни к чему. Но это не то, что нужно прекратить расследования, а что нужно усилисть информирование об их результатах. Что мы и делаем в меру сил.
Никита из отдела расследований ФБК (знакомый вам по
тексту о санкциях) очень внимательно прочитал всё и предлагает вашему вниманию короткий обзор самого интересного. Прочитайте и расскажите другому:
На прошлой неделе агентство Рейтер опубликовало
результаты большого расследования в области коррупции в России. Публикация разделена на три части, каждая из которых рассказывает о конкретных коррупционных схемах, выявленных журналистами. Все три части (
1,
2,
3) доступны на русском языке и ознакомиться с ними можно на российском сайте агенства.
Несколько российских СМИ разместили у себя заметки об этом расследовании, но не все из них решились сформулировать суть того, что изложено в публикациях. Поскольку тема публикаций, прямо скажем, близка Фонду Борьбы с Коррупцией, мы решили сделать собственное обобщение или краткий пересказ того, что можно прочитать у Рейтер.
Часть первая - Знакомые Путина строят “дворец Путина”
Источник здесь В этой части Рейтерс рассказывает о происхождении части средств, на которые был построен так называемый “
дворец Путина” на мысе Идокопас. Расследование Рейтерс фактически является интересным продолжением двух старых историй.
Первая история о том, как в России выполнялся национальный проект “Здоровье”. Одной из основных целей проекта было указано обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью. Для этого препдолагалось закупить дорогостоящее зарубежное оборудование и оснастить им существующие, а также новопостроенные российские больницы. Оборудование было закуплено, вот только по ценам, значительно превышающим рыночные, или, проще говоря, кто-то очень хорошо заработал (украл много денег). Наиболее известный эпизод во всей истории - это закупки томографов о которых можно почитать
тут или вот
здесь.
Вторая история о том, как в 20 километрах от Геленджика с 2005 года строился огромный дворец неизвестно для кого, и небезосновательно считается, что этот дворец является еще одной “неофициальной” резиденцией Путина. В 2010 году некий Сергей Колесников написал
открытое письмо Президенту Медведеву о том, что “дворец был оплачен в основном деньгами, которые российские бизнесмены "пожертвовали для использования премьер-министром Владимиром Путиным” и попросил расследования, которого, почему-то, не последовало. Среди жертвователей на дворец были указаны Николай Шамалов и Дмитрий Горелов - давние знакомые Путина из Санкт-Петербурга, а Шамалов еще и член одного
скромного дачного кооператива, объединившего талантливых бизнесменов и чиновников.
Расследование Рейтерс связывает эти две истории между собой. Документы которые изучили журналисты агенства подтверждают, что финансирование строительства “дворца Путина” частично осуществлялось средствами, выделенными на закупку медицинского оборудования.
Схема “финансирования” выглядит следующим образом.
● Уполномоченное государственное агентство заключает контракт с ЗАО “Петромед” (совладелец Горелов) и переводит средства;
● ЗАО “Петромед” переводит средства компании Greathill Limited (зарегистрирована в Великобритании, совладельцы Шамалов и Горелов);
● Greathill Limited переводит часть средств компании Siemens за поставку медицинского оборудования, а часть компании Lanaval (зарегистрирована в
Белиз)
● Lanaval переводит часть средств компании Medea Investments (зарегистрирована в США) за поставку эксклюзивных отделочных материалов. Компания Medea Investments связана с известным итальянским архитектором, который подтвердил свою работу над дворцом.
И, наконец, последний этап, который, вероятно, не так уж и важен для большинства участников этой схемы.
● Компания Siemens поставляет оборудование ЗАО “Петромед”, которая передает его уполномоченному агентству.
Можно сказать, что закупка оборудования с участием двух посредников - это нормально и вполне допустимо. Вот только цена, которую заплатило государство за это оборудование, завышена приблизительно в два раза по оценкам Рейтерс. Кстати, оборудованием были томографы.
Получается, что благодаря двукратному завышению цены на медицинское оборудование, у посредника оседали значительные средства, которые тот использовал на строительство “дворца Путина”, т.е. фактически дворец строился на украденные государственные средства. Трудно сказать, что это нормально и вполне допустимо.
Кстати, ФБК считает такой способ строительства дворцов морально устаревшим. Зачем придумывать какие-то сложные схемы и воровать деньги при государственных закупках, когда можно легко построить себе очередную резиденцию сразу за государственный счет?
Например, под эгидой подготовки к Олимпиаде.
Часть вторая - Знакомые Путина строят больницы
Вторая часть расследования рассказывает о том, как Шамалов и Горелов участвовали в строительстве 15 модульных больниц по всей России в рамках национального проекта “Здоровье”. Модульные больницы собираются как конструктор из типовых модулей, изготавливаемых на специальном заводе. Общий бюджет проекта оценивался в 1 миллиард долларов.
В проекте участвовал иностранный подрядчик, который получил менее 30% от общей суммы проекта за комплекты модулей для 7 больниц. Также в проекте участвовали российские компании (УК Модуль и Росмодульстрой), совладельцами которых являлись Шамалов и Горелов.
Предположительно, российские компании дожны были произвести модули для остальных больниц, и получили за это почти 500 миллионов долларов, но что-то пошло не так. Сроки поставок срывались, модули не подходили друг к другу, а УК Модульстрой требовал “еще больше денег”. Российские компании сумели построить только одну из шести больниц, завод по производству модулей закрылся, не выплатив зарплату сотрудникам, а компании обанкротились оставив после себя лишь долги.
Пришлось привлекать иностранных поставщиков и там, где предполагались российские модули. В рамках всего проекта построили 13 из 15 больниц, проект затянулся на пять лет, а бюджет вырос на 70% до 1.69 миллиарда долларов. Ничего не
напоминает?
Доступные Рейтерс документы не позволяют оценить, сколько заработалти знакомые Путина, но можно с уверенностью сказать, что проект был не слишком удачным и дорого обошелся российским налогоплательщикам.
Часть третья - Знакомый Путина ведет бизнес с фирмами-однодневками
Третья часть посвящена закупкам компании Российские Железные Дороги, возглавляемой Владимиром Якуниным. Владимир Якунин и его семья являются одними из самых любимых объектов расследований ФБК. За неполные 10 лет своей деятельности семья Якуниных сумела создать огромную
бизнес-империю с компаниями в разных странах и деятельностью в разных отраслях, но с
бизнесом, неизменно связанным с РЖД.
Журналисты-расследователи Рейтер выяснили, что РЖД заключала договора на поставку товаров и услуг с организациями, имеющими признаки фирм-однодневок. Средства, полученные такими компаниями, мгновенно переводились на счета других организаций, что может использоваться для ухода от налогов и сокрытия реальных выгодоприобретателей. Примечателен факт, что среди организаций, участвующих в этих операциях, не удалось найти ни одной, хоть как-то проявившей себя в области железнодорожного строительства или ремонта.
Искушенным читателям блога Алексея Навального такие схемы покажутся детскими шалостями. Подумаешь, РЖД работает с подрядчиком, зарегистрированным на какую-то женщину из Чертаново, а по адресу регистрации находится магазин детских товаров! Однако, по подсчетам Рейтер, с 2007 таким компаниям было перечислено более 1 миллиарда долларов.
Возможно, такие фирмы, пусть и однодневки, победили в честном тенедере, на честных торгах? Увы, нет: по подсчетам Рейтер в тендерах на общую сумму более 340 миллионов долларов конкурировали компании, зарегистрированные в один день, по одному адресу и имеющие одного генерального директора.
Например, на сайте РЖД можно легко найти вот
такой открытый конкурс в электронной форме, завершенный в ноябре 2013 года, на общую сумму почти 1.5 миллиарда рублей по нескольким лотам.
В нем участвуют две компании, упомянутые в статье Рейтерс: ЗАО “МПЦентр ЖАТ” и ЗАО “ТрансСервисАвтоматика”. Эти компании были зарегистрированы одним человеком, в один день, с банковским счетом в одном и том же банке и имели совершенно одинаковое количество сотрудников по состоянию на 2011 и 2012 годы.
Отдел конспирологии ФБК (тот самый, что расшифровывает название ключевого оффшора империи Якуниных - VIY Management, как Vladimir Ivanovich Yakunin) добавляет, что компании были зарегистрированы через неделю после назначения Владимира Ивановича на пост Президента РЖД.
Внимательно изучив документацию и результаты конкурса можно обнаружить, что ценовые предложения “конкурирующих фирм” отличались друг от друга и от максимальной цены, установленной РЖД, не более, чем на десятые доли процента. Более того, в заявках участников некоторые работы (постройка временных сооружений), сильно отличались друг от друга по сооружениям, которые предполагалось построить, но не отличались по итоговой стоимости. Предполагаем, что руководители РЖД передают дружественной им бизнес-структуре документацию на работы, которую та перерабатывает в конкурсные заявки путем прибавления или вычитания десятых долей процента по каждому из видов работ, а потом участвует в “конкурсе” через две собственных фирмы. Таким образом можно сделать вывод, что в РЖД некоторые конкурсные процедуры проводятся для вида, а в реальности контракт просто отдается одной бизнес-структуре по цене определенной в самой РЖД. Кто стоит за этой бизнес-структурой нам еще предстоит выяснить.
Как вы думаете, что ответили в РЖД на просьбу рейтерс прокомментировать заключение договоров с организациями, имеющими признаки фирм-однодневок? В РЖД сказали, что “Закупочная деятельность ОАО РЖД осуществляется в строгом соответствии с профильным действующим законодательством”.
Напомним, что у журналистов Рейтер есть документы, подтверждающие все эти схемы. Фонд Борьбы с Коррупцией рассматривает возможность написания заявлений о преступлениях в правоохранительные органы по фактам, обнаруженным корреспондентами Рейтерс.
Также ФБК выражает свое глубочайшее уважение журналистам Рейтер, занимающимся этим нелегким, но очень важным делом.
Источник:
navalny.com