В выходные посмотрел документальный фильм Ксении и Кирилла Сахарновых «Пять минут свободы». Картина, выдержанная в классических традициях русской беспристрастной документалистики, является своеобразным «мостиком», «соединяющим» советских диссидентов и современных протестантов. Начинается фильм с монологов молодых московских супругов-правозащитников (как нынче модно говорить - «гражданских активистов») Юлии
juu-lka Башиновой и Вениамина
benjik Дмитрошкина. На протяжении фильма они вспоминают о Стасе Маркелове, Насте Бубуровой и суде над их убийцами, рассуждают о природе неонацизма и политике правящего класса в направлении закручивания гаек, о том, как себя вести при задержании на уличных акциях, а также своей борьбе за свободу и демократию в России.
25 августа 2008 года Юлия, Вениамин и ещё пять активистов провели у Лобного места на Красной площади символический пикет под лозунгом «За вашу и нашу свободу!»
Символический, потому что ровно 40 лет назад, 25 августа 1968 года, в этом же месте семь человек - Константин Бабицкий, Лариса Богораз, Наталья Горбаневская, Вадим Делоне, Владимир Дремлюга, Павел Литвинов и Виктор Файнберг - устроили демонстрацию против ввода войск СССР и его сателлитов в Чехословакию. (На самом деле демонстрантов было восемь, но восьмую - самую молодую - участницу акции, Татьяну Баеву, её товарищи уговорили сказать милиции, что она случайная прохожая, дабы избежать политических преследований.) В руках демонстранты держали лозунги «Мы теряем лучших друзей», «At’ žije svobodné a nezávislé Československo!», «Позор оккупантам!», «Руки прочь от ЧССР!», «За вашу и нашу свободу!». Простояв несколько минут, все они были избиты, арестованы. Вскоре за протест против советской агрессии (формально - за «распространение клеветнических измышлений, порочащих советский общественный и государственный строй» и «групповые действия, грубо нарушающие общественный порядок») Делоне и Дремлюга получили сроки лагерей, Горбаневскую и Файнберга отправили в психушки, а Бабицкий, Богораз и Литвинов несколько пробыли в ссылках.
Авторам фильма «Пять минут свободы» удалось пообщаться и с участниками той акции, а именно с Натальей Горбаневской, Виктором Файнбергом и Павлом Литвиновым (которым, после тех пяти минут свободы в далёком 1968 году, ставших главным событием в жизни, пришлось покинуть Советский Союз). И не только пообщаться, но и проехаться по местам «боевой славы» - от Лобного места до мест заключения. А также стать свидетелями их встречи с Юлей Башиновой, Веней Дмитрошиным и их товарищами. Старое и новое поколение борцов «за лучший мир, за святую свободу» встречаются на Красной площади, подчёркивая, что за прошедшие четыре десятилетия мало что изменилось.
I. В 1968 году протестующих избили и на несколько лет лишили свободы. В 2008 году участников символического правозащитного пикета не избили, но задержали и пришили административку по статье 20.2 (штрафы по которой в прошлом году выросли в разы с лёгкой руки охранителей олигархических порядков). Иными словами, и тогда, и сейчас является актуальной строчка из стихотворения Натальи Горбаневской: «Когда на площадь гонит стыд, а не желанье славы».
II. В 1968 году отошедший от социалистического строительства и ставший социал-империалистической сверхдержавой СССР вместе со своими сателлитами оккупировал Чехословакию. Советская бюрократия, ещё не скинувшая с себя «коммунистическую» обёртку, называла это «братской помощью» «от происков внутренней и внешней контрреволюции». (В самом СССР образца 1968 года уже давно произошла «внутренняя контрреволюция» и если до неё, в годы второй мировой войны, советская армия освобождала Чехословакию от нацисткой оккупации, то теперь сама стала аналогом гитлероских орд.) В Советском Союзе тогда «сверху» устраивались «собрания трудящихся», на которых «в едином порыве» поддерживалась «братская» агрессия. В 2008 году, вернувшаяся к своим брежневским корням, путинская Россия вторглась в Грузию. Скинувшая с себя «коммунистическую» обёртку олигархия и бюрократия, называла это «понуждением Грузии к миру» и «защитой осетинского народа» в виде вторжения на территорию соседнего государства и «наведения порядка» далеко за пределами югоосетинской автономии. (Странные какие-то «защитнички», особенно если вспомнить две ранее развязанные ими войны, стёршие с лица земли чеченские города и сёла.) В это время в России «сверху» тоже проводились проправительственные массовки всеобщей как бы «солидарности с осетинами».
III. В 1968 году в СССР за инакомыслие судили не только либералов-западников, но и марксистов, тех, кто как Мао Цзэдун в Китае и Энвер Ходжа в Албании, справедливо критиковал политику советской бюрократии, превращающейся в новую буржуазию, за разворот страны обратно к капитализму. Для некоторых это может показаться нонсенсом, но настоящие марксисты-ленинцы в то время были не в ЦК КПСС, а в лагерях и психушках. Сегодня, в формально «демократической» России, тоже есть политзаключённые - марксисты, анархисты и даже либералы с националистами. Державникам и рыночникам, обитающим в Кремле и государственных корпорациях, тоже приходится расправляться со своими «единоверцами» из оппозиционной поляны.
Единственно, что в фильме Сахарновых плохо «запараллеливается», так это диссиденты советского времени и современные борцы с режимом, про которых весьма трогательно высказался в конце фильма Виктор Файнберг: «Для меня эти ребята - крупные фигуры на общем фоне культурного запустения, направленной жестокости и лицемерия. Но именно они и представляют Россию».
Диссиденты времён Хрущёва и Брежнева - это не современные «рассерженные горожане» хотя бы потому, что в советские годы любая диссидентская деятельность пресекалась на корню по двум причинам. Во-первых, тогда органы госбезопасности действовали более активно, чем сейчас, не давая развиться любому очагу сопротивления и пресекая его на корню. Во-вторых, тогда общественное мнение по отношению к любому инакомыслящему было настроено как к врагу и само общество, ещё уверенное, что под мудрым руководством политбюро ЦК КПСС мы идём к победе коммунизма в 1980 году, а вовсе не к краху 1990-х. Сегодня социальная база протестного движения куда более широкая, чем в годы всевластия советских ревизионистов, в силу обострившихся социальных и политических конфликтов, разочарования в политике правящего режима и относительной гласности, достигнутой посредством развития новых производительных сил - интернета и цифровых технологий. И задушить это движение (даже с помощью цензуры в интернете, драконовских законов и прочих «болотных дел») куда сложнее, чем в 1968-м. Просто протестующим пора перестать брюзжать про «честные выборы», «независимые суды» и прочие либеральные благоглупости, а говорить об альтернативе и рисовать контуры будущего без «жуликов и воров» всех мастей и расцветок. Как
сказал радикальный поэт Дмитрий Чёрный, «фальсификация бытия может быть свергнута лишь революцией сознания». Тогда и низы подтянутся, став «коллективным активистом» в борьбе за свои права, свободы и грядущее, на фоне которого все потуги охранителей будут выглядеть неуклюжими, нелепыми, бессмысленными и смешными. К тому же 2013-й - юбилейный год, год 45-летия тех первых «пяти минут свободы». Чем не повод репетиции 2017-го?