Чем дальше в лес, тем толще партизаны: приближающаяся череда выборов сподвигла единороссов к пиар-оживлению, ярким примером которого в Саратове можно считать концентрацию партийно-чиновничьего внимания к таки вводу в следующем году в эксплуатацию динозавра местного долгостроительства - нового здания ТЮЗа. Откуда ни возьмись, на довершение строительства нашлись необходимые средства (интересно, сколько их было прикарманено за почти 30-летнюю эпопею постройки культсооружения?), а «для разогрева» - и пафосные слова, по-стахановски выдаваемые на-гора местными говорящими головами в неисчислимых уже комментариях и комментариях к комментариям. Политическое болотце местного значения непривычно для эпохи «суверенной демократии» заклокотало, предоставив возможность скучающим наблюдателям поразвлечься в созерцании полного интрижек театрализованного капустника под забюрокраченным названием «Вавилонская башня: саратовский аспект».
Сюжет постановки мало отличается от библейского предания, хотя и имеет свои отличительные особенности. После Всемирного потопа, то есть зачистки политической поляны в 2000-х, человечество было представлено одним народом, говорившим на однопартийном языке (были и другие, но таковых считали «унтерменшами» и к их словам не прислушивались). Наместники питерских поднимателей России с колен на саратовской земле решили «сделать себе имя» на строительстве давно забытой «башни» (здания ТЮЗа), которое до этого, при других правителях, регулярно прерывалось Бюджетным Богом.
Причины тому были разные - то обильные осадки манны небесной, на использование которой в личных целях регулярно отвлекались ведавшие возведением, то её дефицит, приводящий к всеобщему упадку. В этот раз история повторилась в виде фарса: бюджетная манна вновь полилась с подачи имеющего выход на Бога жреца-Генсека. Однако «человечество», раздираемое пороками, было разделено на разные народы, каждый из которых желал поучаствовать в достройке, но не понимал другого, поскольку говорил на трёх разных языках - государственном, региональном и муниципальном. Олицетворением греха, по версии жреца-Генсека и его адептов (линдигров), стали правители регионального народа (синюки), пугающие мир тем, что сговор Генсека с муниципалами приведёт к узурпации башни последними… Чем закончится эта история, покажет самое ближайшее время, а мы посылаем к чёрту политику, поскольку не о ней (точнее - не столько о ней) речь.
Затянувшаяся история с новым зданием ТЮЗа - лишь один случай многочисленных нереализованных архитектурно-градостроительных проектов в Саратове. Начавшиеся разговоры о достройке как-никак вселяют надежду на ввод здания в эксплуатацию. А ведь сколько проектов развития городского пространства до сих пор не просто остались на бумаге, но незаслуженно забыты, а между ними и их реализацией зияет гигантская пропасть, вызванная либо экономическими причинами, либо иссякшим интересом заказчиков.
«Сбыча мечт» на дне оврага
Одним из наиболее ярких таких примеров является благоустройство Глебучева оврага. По словам архитектора Владимира Вирича, впервые об этом заговорили депутаты ещё дореволюционной гордумы в 90-х годах позапрошлого столетия. Уже тогда поднимался вопрос приведения в порядок заброшенного массива, хаотично поросшего убогими лачугами да несанкционированными, как сегодня модно говорить, свалками и стоками, являющимися источниками эпидемий.
Кстати, вот что говорится в статье «Холерная эпидемия 1892 года в Саратове и ее связь с санитарными условиями города», опубликованной в журнале «Саратовский санитарный обзор» №6 за 1895 год: «Кроме недостатка в чистой воде более чем половины населения, не меньшим злом для города является заселение Глебучева оврага и его отрогов. Близость клоаки, загрязнение почвы мутными потоками с гор, характер местности крайне не ровный исключают всякую возможность правильной планировки и удовлетворительного санитарного состояния дворов и жилищ. Санитарная комиссия, администрация - все согласны, что Глебов овраг для заселения не годен; есть даже правительственное распоряжение об обязательном выселении из оврага и засыпки его. С первой половиной требования нельзя не согласиться: овражное население, увеличивающееся с каждым годом, даёт громадные заболеваемость и смертность, служит непрекращающимся гнездом всевозможных зараз: отсюда расходятся по городу дифтерит, скарлатина, тифы, а холера решительно во все годы появления в Саратове всегда роскошно развивалась именно здесь. Улучшить как-нибудь санитарную обстановку почти немыслимо; остаётся радикальная мера - выселение. Правда, она дорога, но единовременная затрата с барышом будет покрыта сбережением непроизводительных трат на непрекращающиеся здесь эпидемии, лишний расход на коечных больных. Отсутствие санитарной статистики лишает нас положительных цифр; но одно уж общее впечатление - переполнение амбулаторий и больниц овражным людом - говорит, какой косвенный расход несут город и губернское земство из-за Глебучева оврага».
Что же касается засыпки, то уже в те времена учёные заявляли о негативных моментах данных мер. Автор вышепроцитированной статьи А.В. Амстердамский, отмечал, что вместо дорогостоящей засыпки оврага «гораздо удобнее и дешевле обработать овраг, обровняв его оба ската, облицевать их дёрном, как сделано это в Нижнем Новгороде, и обсадить деревьями; такая же облицовка и обсадка необходима и Белоглинскому оврагу. Дно обоих оврагов служит клоакой уличных вод и банных нечистот. Местами русло так широко, что застаиваются громадные лужи, жидкость разлагается, издаёт страшное зловоние; необходимо это русло сузить, обшить или выложить камнем и хоть как-нибудь упорядочить банные спуски, устроить их в виде закрытых труб, а не так, как сейчас - с желобов массой ручейков вода разливается по скату на десятки сажен».
Что-то из данных предложений в XX веке было выполнено, как, например, укладка в 1961 году остатков реки Тайбалык в коллектор, до сих пор стоящий, кстати, на сваях из лиственницы. Что-то сделано вопреки назиданиям, как засыпка Белоглинского оврага. Но в целом благие намерения так и не претворены в жизнь по сей день, хотя точное количество последующих, вплоть до наших дней нереализованных, проектов благоустройства Глебоврага затрудняются назвать даже эксперты от архитектуры и градостроительства.
Основная идея проектов в советские и постсоветские годы сводилась к превращению тальвега оврага и прилегающих к нему территорий в рекреационную зону - территорию парков, зон отдыха и общественных центров.
От ул. Чернышевского до ул. Горького на дне оврага когда-то планировалось размещение большого детского парка с устройством детской железной дороги, бассейнов, фонтанов, аттракционов, пещер и прочей интересной «развлекухи» - благо, природный ландшафт тому способствует. Существовала и идея размещения на почти всей протяжённости Глебоврага трассы от Волги до Сенного рынка, но этот проект, как, впрочем, и другие, не получил дальнейшего развития.
На рубеже тысячелетий власти изъявили желание построить на дне оврага в Волжском районе стадион. Под проект была разработана целая программа с привлечением проектных организаций и специалистов мирового уровня: генпроектировщиком был ЦНИИЭП (Центральный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования комплексов и зданий культуры, спорта и управления им. Б.С. Мезенцева); гидрогеологическими изысканиями занимался ПНИИИС (Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве) - ведущий проектный институт по проектированию подземных сооружений, чьи специалисты, в частности, проводят инженерные работы при строительстве метрополитенов; один из ведущих российских конструкторов - вице-президент Академии архитектуры строительных наук Владимир Трауш, один из авторов проекта Останкинской телебашни. Генеральный план комплекса был успешно разработан и согласован, проведено одно из первых серьёзных исследований гидрогеологических условий оврага, планировался вывоз около миллиона кубометров мусора, но дальше проектных изысканий дело не пошло. Как отмечает Владимир Вирич, денег на проект просто не выделили: «А ведь один только вывоз отходов решил бы серьёзную экологическую проблему, имеющуюся у всего города! Я уж молчу про остальные несомненные плюсы от возведения данного спортсооружения. К примеру, помимо всего прочего, в рамках строительства стадиона были предусмотрены работы по строительству очистных сооружений сточных вод и реконструкции собирающего их коллектора, состояние которого уже к тому времени оставляло желать лучшего. Приди он в негодность, мы получим огромную постоянно пополняющуюся лужу нечистот, представляющую серьёзную опасность для всех саратовцев».
Последний штрих к изменению «портрета» Глебоврага - намерение в 2008 году городских властей выделить участок от путепровода по ул. Чернышевского до ул. Рогожина под строительство торгово-развлекательного центра. С территории планируемой застройки были расселены ветхие дома, и вновь шла речь о вывозе гигантского количества бытовых и строительных отходов, чей уровень достигал в данном участке 30 метров, сравниваясь с бортами оврага. Между тем, затея с застройкой вызвала негативную оценку общественности по ряду причин. Так, выступая на заседании экспертно-координационного совета по вопросам экологии, безопасности и устойчивого развития при Главном федеральном инспекторе по Саратовской области, прошедшем в июне 2008 года, заведующий кафедрой геоэкологии СГУ Алексей Иванов охарактеризовал Глебучев овраг как зону комплексной опасности эколого-геологического, биологического и социально-экологического характера. Он отметил, что «овраг развивается не просто как комплексно опасная система, а как саморазвивающаяся природно-техногенная система. Со временем эта система будет все хуже поддаваться контролю. Необходимо же контролировать дальнейшие катастрофические изменения, связанные с подтоплением, активизацией оползневых процессов, развитием биологической опасности, миграцией аномалий тяжелых металлов воздушным, водным и подземно-водным, биогенным и иными путями, приводящими к развитию зоны вторичного загрязнения, опасной для центральной части города». В предлагаемом инвестором проекте, по убеждению учёного, должно было содержаться решение всех проблем в комплексе. Качественно выполнить такой проект можно, только серьёзно изучив экологические проблемы Глебучева оврага, но грянул очередной мировой кризис, и о затее строительства ТРЦ забыли…
Генплан города будущего
Между тем, наиболее бурно архитектурно-градостроительные проекты в Саратове реализовывались в 1960-1970-е годы. Тогда в городе активно строились почти все крупнейшие промпредприятия, росли рабочие микрорайоны с хорошо развитой инфраструктурой. В эти годы активно вводились в строй культурные и спортивно-зрелищные сооружения. Темпы роста инженерных инфраструктур, вводимого жилья, производства и населения в это время сильно опережали темпы, заложенные в генпланах 1952, 1954 и 1964 годов.
В 1974 году специальным постановлением Совмина РСФСР был утверждён новый генплан, существенно расширяющий градостроительные горизонты Саратова. Рассчитанный на 20-25 лет, он предусматривал рост населения Саратова до 1 миллиона 50 тысяч человек, экспансию города в северо-восточном и южном направлениях. Большой микрорайон планировалось возвести в районе села Трещиха, расположенного за посёлками Увек и Нефтяной, а ещё южнее - размещение новых очистных сооружений. Кстати, строящийся ныне микрорайон Солнечный-2 был предусмотрен генпланом 1974 года.
В результате территориального расширения практически в центре Саратова оказывались такие объекты, как аэропорт и опытные поля НИИСХ «Юго-Восток». Это заставляло архитекторов продвигать идеи о выносе их за пределы Саратова, а на освободившихся территориях можно было бы воздвигать комфортные, благоустроенные и достаточно крупные массивы жилой и общественной застройки. К примеру, площадь такого микрорайона, который может расположиться на территории аэропорта, составляет 260 гектаров, что на несколько порядков больше расположенного рядом микрорайона Юбилейный.
Вынос аэропорта планировался ещё с конца 1940-х годов. Своё развитие этот вопрос получил в генплане 1949 года, однако замначальника Главного управления гражданского воздушного флота СССР Чанкотадзе в одностороннем порядке заявил, что строительство нового аэропорта в районе Саратова для ГУГВФ СССР является «совершенно невозможным из-за трудности выбора необходимого участка». В итоге, этот вопрос притормозился до принятия в 1974 году последнего советского генплана Саратова. В то время уверенно говорили о выносе аэропорта, изыскании новой площадки и выдвигали предложения о размещении аэропорта возле села Сабуровка Саратовского района. В 1980-х годах ВНИИ «Аэропроект» подготовил техническое обоснование данного проекта и выделил финансирование на проектирование нового аэропорта. Однако по какой-то причине работы эти не получили дальнейшего развития, и вопрос оказался замятым до рубежа 1980-1990-х годов, когда к проблеме подключился чуть ли не сам Михаил Горбачев. «Аэропроект» ещё раз подтвердил подготовленное ранее техобоснование, но вопрос о выделении средств завис, видимо, из-за перестройки. В начале 2000-х вопрос переноса аэропорта поднимается вновь, но уже в связи с невозможностью сосуществования города и аэропорта, поскольку в зоне подхода воздушных судов проживало порядка 200 тысяч человек. В это время появляется правительственная программа реконструкции некоторых воздушных узлов, куда попадает и Саратов. Проектные организации подготовили новое техническое обоснование по переносу аэропорта в Сабуровку, на что выделялись средства в прошлом году.
«Обсуждая этот вопрос, мы высказывали опасение, что момент переноса аэропорта именно в Сабуровку упущен, поскольку город набирает темпы развития именно в этом, северо-восточном направлении, где уже запроектированы колоссальные центрообразующие объекты вроде торговых и развлекательных комплексов, что повлечёт за собой дальнейшее развитие жилых массивов. В результате, через достаточно короткий промежуток времени мы можем получить то, от чего так долго не можем уйти. А именно то, что Саратов вновь «уткнётся» в уже новый аэропорт, который станет препятствием для развития своей агломерации. Возникает необходимость изыскания более удалённого от Саратова места для организации аэропорта, но это, к сожалению, может сложно согласовываться с существующей схемой воздушных движений», - рассказывает Владимир Вирич.
Генплан 1974 года радикально решал транспортный вопрос, разрубить гордиев узел которого не в силах нынешняя власть. Планировалось создание целого ряда многоуровневых автомобильных развязок по ул. Соколовая. Улица эта должна была расшириться до 120 метров, а проезжая часть её предусматривала 6 полос движения для транзитного транспорта, плюс местные боковые проезды - для общественного. Расположенную параллельно Соколовой Большую Горную улицу, как магистраль городского значения, также планировалось расширить за счёт размещения бульвара с северной части и переименовать в проспект Победы.
К сожалению, генплан 1974 года не реализовался в полной мере, поскольку развитие Саратова 1950-1970-х годов было связано в первую очередь с развитием ВПК, за счёт которого росли промышленность и обслуживающая её инфраструктура, бюджет же города, к сожалению, не смог обеспечить выполнение многих начинаний.
Следующая станция - «Площадь градостроительной революции»
В свете развития многоуровневой транспортной системы в 1970-е годы планировалось и создание первой ветки скоростного трамвая, идущего в выемке. Таковым должен был стать маршрут №3 на протяжении от Детского парка до 6-й Дачной. В те же годы были выдвинуты ещё более глобальные планы по строительству метрополитена.
На первых порах предполагалось построить линию от Заводского района к центру вдоль ул. Чернышевского. Но высокая насыщенность грунтов подземными водами по данному маршруту потребовала бы приличных затрат на понижение их уровня. В результате взамен этой линии был разработан проект подземки от поселка Солнечный под проспектом 50-лет Октября к вокзалу и центру города.
К сожалению, распад СССР и разгул дикого рынка внесли свои коррективы в многообещающие планы градостроителей, но вовсе не похоронили кажущиеся нереальными для наших палестин проекты. Так, 26 сентября прошлого года в газете «Саратовские вести» появился материал о появлении в городе инициативной группы студентов и выпускников архитектурно-строительного факультета и факультета транспортного строительства СГТУ, которая разработала и отправила президенту РФ предложение по строительству метро в Саратове.
«Наличие метрополитена поможет решить целый комплекс проблем. Например, имея действующее метро, можно оборудовать автовокзалы на площади Орджоникидзе, на 6-м квартале и на привокзальной площади Энгельса, чтобы пригородные и междугородные автобусы не заполоняли центральные улицы города», - рассказал «СВ» руководитель инициативной группы Антон Пикляев.
Участники группы даже разработали схему линий саратовского метрополитена, первую очередь которого, по их расчётам, можно построить за 5 лет. По их замыслу, для разрешения транспортной проблемы в Саратове необходимо, как минимум, четыре линии:
1. Юбилейно-Дегтярная (пос. Юбилейный - Парк Победы - СГСЭУ - Театральная площадь - пл. Кирова - Театр драмы - 3-я городская больница - Дегтярная площадь);
2. Солнечно-Заводская (пос. Солнечный - пл. Ленина - Сенной - пл. Кирова - Ильинская пл. - Дегтярная пл. - Авиастроительный завод - 4-й жилучасток - СПЗ - пос. Комсомольский);
3. Московско-Покровская (ж/д вокзал - ул. Московская - Предмостовая площадь - далее: второй мост либо тоннель в Энгельс - центральная площадь Энгельса);
4. Шелковично-Покровская (Октябрьское ущелье - ж/д вокзал станции Покровск).
На сей счёт издание взяло комментарий у тогдашнего министра транспорта Сергея Шейкина: «Саратов на данный момент, к сожалению, в лучшем случае может рассчитывать на создание в пределах города линии «легкого метро» - скоростных надземных участков, по которым пойдут внутригородские электрички, и развитие трамвайного транспорта. Однако при включении региона в федеральную программу может реализоваться мечта многих поколений саратовцев - создание «тяжелого» полноценного метрополитена. На мой взгляд, это лучший выход избежать ставших привычными пробок».
Шейкин - больше не министр, включение города в федеральную программу кажется несбыточной мечтой, да и само предложение энтузиастов наверняка пылится где-то в правительственных сусеках, являясь для чиновников всего лишь благим намерением, которым можно будет потрясти к каким-нибудь выборам или красному словцу. В «реальные дела» же верится с трудом - если так и нереализованным явился проект строительства скоростного трамвая, то чего уж говорить сегодня про метрополитен в условиях хронического дефицита финансирования и латания бюджетных дыр федеральными подачками да партийными прожектами.
Идея забыта, юбилей на носу…
Раз уж мы вспомнили о планах по объединению Саратова и Энгельса, то тут просто нельзя не вспомнить про не менее интересный проект, который так и остался на бумаге - создание туристического комплекса на месте приземления Юрия Гагарина возле села Смеловка.
К 40-летию первого полёта человека в космос ОАО «Брокергаз» под руководством архитектора Бориса Донецкого разработало масштабный проект историко-мемориального комплекса на месте приземления космонавта. Согласно концепции проекта, создание такого комплекса должно стать привлекательным туристическим маршрутом, способным поднять всю область.
Проект предусматривал создание мемориального комплекса «Дом Мира» (конгресс-центра) и объектов туристической инфраструктуры (комплекс малых гостиниц в стиле «кирпичное узорочье», характерном для Поволжья XIX века; сеть ресторанов, кафе и закусочных вдоль туристических маршрутов с предоставлением национальных блюд народов Поволжья; музей археологии под открытым небом на месте раскопок крупнейшего в Евразии поселения бронзового века (ХVII-ХIX вв. до н.э.) у с. Смеловка; оздоровительный центр на базе местных природных термических сероводородных источников; музей судоходства на Волге; спортивные сооружения и др.).
«Идея была в том, чтобы около села Смеловка построить гостиничную деревню, в кирпичном стиле, без штукатурки и облицовки. Именно такой стиль был характерен для Саратова на рубеже XIX-XX веков, когда он был общепризнанной столицей Поволжья. На той же поляне археологи раскопали крупнейшее в Евразии поселение бронзового века, в связи с чем у нас родилась идея создания комплекса «Из бронзового века в космос». Здесь в конгресс-холле могли бы проходить международные конференции о путях развития человечества. На месте приземления корабля «Восток» (в двух км от места приземления Гагарина) я предложил установить монумент «Орбита» как символ возвращения первого космонавта на родную землю. В 2005 году наш проект стал лауреатом национальной премии имени Ю. Сенкевича в номинации «Лучший инвестиционный проект в области туризма», - отмечает Донецкий.
К выполнению проектных работ привлекались институты «ВНИПИГаздобыча», «Саратовгражданпроект», «Поволжье СЭП», АО «Союз-Бис» (Энгельс), ученые СГУ и кафедры архитектуры СГТУ.
Для исследования актуальности проекта велась книга отзывов, в которой в настоящее время собрано более 70 заключений от членов правительства Саратовской области, глав муниципальных образований, ученых, общественных деятелей, руководителей предприятий. Свои отзывы дали летчик-космонавт Алексей Леонов, зампред облправительства Сергей Шувалов, экс-министр молодежной политики, спорта и туризма Султан Ахмеров, президент ТПП Саратовской области Максим Фатеев, доктор архитектуры и завкафедрой градостроительства Самарской Государственной архитектурно-строительной академии Елена Ахмедова, президент туристической фирмы «Ювента-тур» Владимир Маныкин, академик Российской Академии архитектуры и строительных наук, председатель президиума Саратовского областного Совета ВООПИиК Владилен Петров, профессор СГУ Велихан Мирзеханов, заслуженный работник культуры РСФСР Владимир Россошанский, автор и ведущий телепередачи «Не за тридевять земель» Дмитрий Худяков и многие другие уважаемые и выдающиеся граждане.
«11 апреля 2001 г. в Доме Правительства Саратовской области была намечена презентация нашего проекта, а 12 апреля на Гагаринском поле была запланирована закладка «первого камня». Но почему-то все отменили. Проект должен был быть реализован к 50-летию приземления Гагарина, то есть в следующем году, но, как видим, власти эта затея показалась неинтересной. В настоящее время вся демонстрационная часть проекта и макеты разобраны и упакованы», - с грустью отмечает Борис Донецкий.
По его мнению, проект туристического комплекса на месте приземления Гагарина мог бы привлечь инвестиции в область и дать толчок к подъему многих отраслей (сельское хозяйство, строительство, транспорт, туризм, народные промыслы, шоу-индустрия, сфера услуг). Но, как говорил Черномырдин, хотели как лучше, а получилось как всегда. Идея забыта, юбилей на носу… Впрочем, по сообщению некоторых СМИ, некоторые движения к обустройству места приземления Гагарина вновь начали прослеживаться. В частности, появилось несколько предложений о сооружении монументов, хотя верится в это с трудом. Что можно сделать за несколько месяцев до юбилея, кроме «косметических изысков»?
***
Разнообразным проектам, способным улучшить инвестиционную привлекательность Саратова и области несть числа, но с реализацией их не торопятся. Город-сад, о котором мечтал в 1920-х годах архитектор Г.Г. Плотников, разработавший проект многоярусной Набережной, соединяющейся зеленым коридором с Липками, и выхода Горпарка к Волге, так и остаётся в головах мечтателей. В первые годы Советской власти идея не реализовалась из-за разрухи после гражданской войны. Сегодня же для властей куда выгоднее давать разрешения на разрушительные проекты уплотнительной застройки, уничтожения зелёных зон и реализации экологически-опасных авантюр. Это сказывается негативно на городском пространстве, но приносит хорошие дивиденды. Благоустройство же среды обитания так и остаётся красивым словцом, за которым стоит стена временщического непонимания, прикрытого бюджетной политикой.
http://www.om-saratov.ru/opinion/index.php?ELEMENT_ID=12970