Одной из достопримечательностей мексиканского археологического музея под открытым небом в Туле (город Тула-де-Альенде, штата Идальго) являются четыре каменные скульптуры высотой 4,6 м, составленные из базальтовых блоков.
(Фото с сайта
History, т.к. собственные были сделаны еще в 1997 году на пленку и сканировать их нет мочи).
И почему-то именно эти скульптуры стали предметом больных фантазий на инопланетную тему.
В древности они поддерживали крышу так называемого «Храма Утренней Звезды», поэтому открывший их Хорхе Акоста назвал их «кариатидами». Однако широкой публике они известны как «атланты» (хотя на самом деле в Туле есть настоящие атланты с поднятыми вверх руками).
Началось все с швейцарца Эриха фон Деникена - автора нашумевшей серии книг и фильмов про роль инопланетян в мировой истории. В фильме «Колесницы богов» (у нас шедшего под названием «Воспоминания о будущем») его шаловливые ручки дошли и до скульптур Толлана:
Эти монументальные скульптуры смотрят на страну как немые стражи, скрывающие глубокую тайну. Все одинаково одетые, у всех удивительные шлемы. Может быть, это воины? Но на груди у них, по-видимому, какие-то технические приспособления, а в руках прибор, значение которого еще не объяснено. Предполагают, что это неизвестное нам внеземное оружие.
Итак, Дэникен был первым, кто увидел у толланских скульптур «внеземное оружие». Однако вскоре его переплюнул мексиканский инженер Херардо Левет, предположивший, что это не оружие, а инструмент для горных работ, нечто вроде «огнемета» или «плазменного пистолета».
Этот бред творчески переработал мегаспециалист Захария Стичин, автор кучи говнобестселлеров про инопланетян, планету Нибуру, шумерских анунахов и прочую бурду:
Кого изображали эти гигантские статуи? Обнаружившие их археологи назвали эти фигуры «идолами», пребывая в уверенности, что это изображения богов. Авторы научно популярных статей переименовали их в Атлантов, намекая на то, что они могли быть потомками богини Атлатоны («Та, что сияет в водах»), а также что они могли прийти из легендарной Атлантиды. Не наделенные таким богатым воображением ученые видели в них просто воинов толтеков, держащих пучок стрел в левой руке и атль атль в правой. Однако такая интерпретация вряд ли верна, поскольку «стрелы» в левой руке статуй изогнуты, а атль атль держали не в правой, а в левой руке. В то же время оружие в правой руке статуй (рис. 22 а) не было изогнутым, как атль атль. Что же это такое? [И далее опять про «плазменный пистолет / термоджет» Левета].
На постсоветской почве семена, посеянные Дэникеном, Леветом и Ситчиным, бурно проросли среди уфологов, пирамидологов и прочей безумной публики. Нежно любят все эту фигню и ЛАХи, на форуме которых плазменные пистолеты тоже долго обсуждались. С полгода назад эта тема всплыла на
Антиальтернативном форуме.
Так что же такое держат в руках толланские «кариатиды»? Несомненно оружие. Но отнюдь не космическое. Это таки да копьеметалка - приспособление для метания копья или дротиков, увеличивающее дальность полёта, силу и меткость удара. Обычно она представляла собой деревянную палку или дощечку (прямоугольной или мечевидной формы, шириной от 5 до12 см, длина от 30 до 150 см) с желобком и упором для древка копья.
Прежде всего забудем про брехню Стичина. В Мезоамерике копьеметалки-атлатли не держали в левой руке. Это хорошо видно на рельефе Х в. из Чичен-Ицы (Нижний Храм Ягуаров, внутренняя стена, регистры D и E), где воины держат в левой руке дротики, а в правой - атлатли.
Тем более атлатли не были изогнутыми. Вот астекский атлатль начала XVI в.
В Мезоамерике широкое распространение получили копьеметалки с "кольцами". В отличие от простой , где хват происходит всей ладонью, в этом случае хват производится пальцами. Археологически для Северной Америки засвидетельствованы копьеметалки, где в конце ложа просверлено отверстие, куда вставляются пальцы. В нашем случае к ложу с двух сторон приделываются два полукольца или костяной объект с двумя отверстиями, в которые вставляются указательный и средний пальцы:
Впервые атлатли появляются в иконографии Теотиуакана, где выглядят очень своеобразно. Они с кольцами, но очень часто имеют в верхней части перья с двух сторон. Функции этих перьев неясны, возможно это балансир. Упор, в который упирается дротик, иногда рисуется как крюк (см. второй пример). На третьем примере хорошо видно, что хотя атлатль держат внизу всей ладонью, для броска его держат за кольца двумя пальцами.
А вот прорисовки атлатлей из Чичен-Ицы. Обратите внимание, что пальцы продеты в кольца.
Со всеми этим, взглянем на предметы в правой руке толланских "кариатид". Видно, что в отверстия вставлены два пальца. И это то же самое оружие, что держит в правой руке "Капитан Пернатый Змей" на приведенном выше рельефе из "Нижнего Храма Ягуаров" в Чич'ен-Ице (крайний левый персонаж, нижний ряд)
Итак, в правой руке атлатль. Вполне логично, что в левой дротики. Но что же тогда за «изогнутые стрелы», которые так возмутили Ситчина?
На само деле «стрелы» (точнее дротики) на скульптуре изображены. И они конечно же прямые и с наконечниками. Но их воины держат не в руке, а прижав к боку. В руке же у них - палица, которая на рельефе идет поверх дротиков. Именно ее и принял Ситчин за «изогнутые стрелы». Вот такие же палицы в Чичен-Ице. И тоже, заметим, в левой руке:
Теперь про «технические приспособления на груди». Им посвятил целое исследование все тот же Херардо Левет. И естественно пришел к выводу, что это не нагрудные пекторали, изображающие стилизованных бабочек, как считают все нормальные люди, а «специальные приборы» (что за приборы, правда, не очень понятно). Эта чушь легко опровергается при сравнении двух статуй-атлантов. У одной на груди тот самый таинственный «прибор». А вот у второй это просто пектораль в виде ягуара, в котором только больное воображение увидит «специальный прибор». Ну с больным воображением у вышеупомянутых мегаученых проблем нет.