Кто же сжег царские останки из Уканаля?

Apr 24, 2024 18:03

А теперь давайте разберемся собственно с самой статьей Гальперин и соавторов в "Antiquity".

A pivot point in Maya history: fire-burning event at K'anwitznal (Ucanal) and the making of a new era of political rule.

Вкратце основная идея: в заполнении пирамидального основания Здания К-2 был обнаружено скопление обожженых костей четырех мужчин (Погребение 20-1), а также почти полторы тысячи изделий из жада, обсидиановые предметы и более 10000 раковин. Среди жадовых артефактов были элементы царской короны и прочие важные объекты, тоже повреждённые. Материалы эти датируются второй половиной VII - концом VIII в. По радиоуглероду этот депозит датируется 773-881 гг. Гальперин высказала гипотезу, что это останки уканальских царей, которые таким образом были ритуально уничтожены по повелению Папамалиля, резиденцией которого Уканаль стал в 1-й половине IX в., начиная примерно с 815 г. Папамалиль, судя по всему, был чужеземцем и претендовал на титул "западный (т.е. чужеземный) гегемон".

Гипотеза вполне себе интересная, за исключением того, что никаких реальных подтверждений ее нет, и при этом есть альтернативные версии. Дело в том, что в конце VIII - начале IX вв. К'анвицналь (древнее название Уканаля) терпел несколько серьезных поражений.

Поначалу в VIII в. дела у правителей К'анвицналя складывались неплохо. После разгрома Саильского царства Тикалем в 744-748 гг. на востоке Петена образовался вакуум власти, который и занял К'анвицналь. Его цари создали локальную гегемонию в долине р. Макаль и в "Горах Майя". Однако в 779 г. против Хук-Чапата к'анвицнальского восстал царь Хулупа (арх. Сакуль-Ишкун), который после ряда неудач в 780 г. захватил и сжег К'анвицналь, о чем гордо сообщил в надписи на Стеле 2 из Ишкуна. Это первая альтернатива.



Надпись на Стеле 2 из Ишкуна, повествующая о войне с К'анвицналем в 779-780 гг. (прорисовка Й. Грэма, CMHI)

Не прошло и 20 лет, как опять случилась беда. В 797 г. новый к'анвицнальский царь Шуб-Чаак потерпел поражение в войне с Йашхой и попал в плен к ее царю К'инич-Лакамтуну.



Стела 31 из Йашхи с сообщением о захвате в плен Шуб-Чакака из К'анвицналя (на самом деле это копия, а оригинал лежит под пальмовым навесом рядом и весь в кадр не влезает)

Но вот получилась любопытная загогулина: ок. 800 г. в надписи на Алтаре 23 из Караколя тоже сообщается о пленении Шуб-Чаака. Точной даты этого события нет, поэтому у нас две возможности.



Алтарь 23 из Караколя (прорисовка Н. Грюбе). Шуб-Чаак из К'анвицналя сидит справа.

Первая, это что после победы царь Йашхи не принес Шуб-Чаака в жертву, а отпустил его, и позднее тот попал в плен уже к правителю Хушвица (древнее название Караколя) и вот тогда его уже все-таки отправили на алтарь. Вторая заключается в том, что в 797 г. имела место союзная война Йашхи и Хушвица против К'анвицналя, и каждый приписал захват вражеского владыки себе. В любом случае это вторая возможная альтернатива.

Более того, Папамалиль нигде не настаивает, что он уничтожил предыдущую династию. Да, он сделал город своей резиденцией, туда съезжались с визитами соседние владыки, но как раз тот факт, что он не объявил себя новым "священным царем К'анвицналя", а носил титул "западного гегемона", может указывать, что он вовсе не пытался "сменить режим". И кстати, к 849 г. в К'анвицнале появились два правителя - "священный к'анвицнальский гегемон" и "священный царь К'анвицналя" (последний с вполне майяским именем Сийах-К'ин-Чаак).



Стела 4 из Уканаля (849 г.). Национальный музей археологии и этнологии, Гватамала

Так что с археологической точки зрения статья очень хорошая, но вот историческая интерпретация допускает и другие возможные варианты.

А разгадка одна - безблагодатность надо читать работы историков, занимающихся этим регионом и этим периодом, а не только общие работы Саймона Мартина.

археология, статьи, история, майя, эпиграфика

Previous post Next post
Up