А зачем вообще были нужны маркеры на стадионах для игры в мяч у майя, если не для ведения счета и не для воплощения
журноламерских фантазий?
Посмотрим на маркеры из
Караколя (Белиз). В этом городе, носившем в древности название Хушвица, было два стадиона - один в группе А и другой в группе В.
Карта эпицентра Караколя с указанием стадионов для игры в мяч (по Helmke, Kettunen, Guenter 2006)
Стадион в группе А был построен в первой трети VII в. В центре игрового поля находился круглый монумент, известный как Алтарь 21.
Стадион для игры в мяч в группе А, Караколь с указанием места расположения Алтаря 21 (фото 2018 г.)
Стадион в группе В был в последний раз освящен в начале IX в. (803 г.)
Стадион для игры в мяч в группе В, Караколь с указанием мест расположения маркеров (фото К. Хелмке)
Как видно из этих карт и фотографий, маркеры служили для разметки игрового поля, обозначая его центр и края. Центральным моментом надписей на них было освящение стадиона, но помимо этого добавлялась и дополнительная информация - воцарение правителей, войны и т.д. Так, на стадионе в Группе В изначально было три маркера. Маркер 3 начинался датой по начальной серии и сообщением о воцарении К'инич-Хой-К'авиля в 799 г. Центральный маркер до нас не дошел (возможно, был перемещен в древности или похищен грабителями), но на нем долно было ссобщаться об освящении стадиона в 803 г. Далее, на Маркере 4 повествование возвращалось почти на 5 веков назад, в 331 г. и сообщало о церемонии, проведенной царем Те-К'аб-Чаком.
Реконструкция последовательности текста на маркерах 3 и 4 и на не обнаруженном пока маркере стадиона Группы В в Караколе (по Helmke, Kettunen, Guenter 2006)
Кроме того, не исключено, что маркеры служили не только для разметки, но и для того, чтобы по ним попадать в ходе игры. О таком попадании, вероятно, судили по звуку - удар цельнолитого каучукового мяча по камню наверняка звучал очень мощно.