Традиционно археологию майя начинают с экспедиции Антонио дель Рио в Паленке (1787) или с путешествий Стивенса и Казервуда по Мексике, Гватемале и Гондурасу (1839-1841). Но на самом деле все началось за три века до этого.
"... говорить, что их построили другие народы, подчинив индейцев, неправильно, так как есть признаки, что эти здания были построены народом индейским и не носящим одежды; это видно в одной из имеющихся там многих очень больших построек; на стенах ее бастионов еще сохраняются изображения обнаженных людей, прикрытых длинными поясами, которые называют на их языке эш, и с другими отличительными знаками, которые носят индейцы нашего времени. Все сделано из очень прочного раствора. Когда я жил там, нашелся в одном здании, которое мы снесли, большой сосуд с тремя ручками, расписанный снаружи в серебристые цвета. Внутри него был пепел сожженного тела, среди которого мы нашли три куска хорошего камня того рода, что индейцы теперь употребляют в качестве монеты. Все это показывает, что [строителями зданий] были индейцы".
Диего де Ланда "Сообщение о делах в Юкатане" (перевод Ю.В. Кнорозова)
Речь, скорее всего, идет о времени, когда Ланда был помощником настоятеля монастыря в Исамале или кустодием Юкатанской миссии (1550-е годы).
"Сосуд, расписанный в серебристые цвета", это, очевидно, образец свинцовой керамики (Plomiza / Plumbate). Если это так, то Ланда раскопал захоронение эпохи Чич'ен-Ицы (X-XI вв.).
Вот что-то такое он нашел (но нефигурное)
Фигурный сосуд в виде ягуара, свинцовая керамика (К8563, фото Дж. Керра)