Пузатые скульптуры Юго-Восточной Мезоамерики

Sep 11, 2021 20:15

Я тут немного отвлекся от майяской эпиграфики и обратился к монументальной скульптуре без надписей, и в выпуске журнала "Проблемы истории, филологии и культуры", посвященном памяти Е.Г. Дэвлет, вышла статья

Беляев Д.Д. (Москва) «Пузатые скульптуры» и культ предков на тихоокеанском побережье Юго-Восточной Мезоамерики в позднеформативный период (IV в. до н.э. - I в. н.э.)

Очень я всегда любил пузатые скульптуры. Они все такие позитивные и веселые. Я про них уже писал в связи с косяками на Полит.Ру, а теперь сподвигся на большой обзорный текст. Кстати, по-испански они называются "барригонес", то есть пузанчики.



Пузанчик МА4 из Монте-Альто (побережье Гватемалы) (по Fu et al. 2019)



Реконструкция главной площади памятника Санта-Летисия (Сальвадор) с установленными пузанчиками (по: Demarest 1986)



Пузанчики из Санта-Летисии (по: Demarest 1986)

Небольшой памятник рубежа нашей эры Санта-Летисия (побережье Сальвадора) примечателем тем, что там эти монументы исследовали в оригинальном контексте. Они стояли на главной площади и были обращены лицом на запад, вверх по склону в направлении пика Серро-де-Апанека. Ну а ориентация на священную гору - место обитания первопредков - являлась одной из важнейших характеристик культур формативной Юго-Восточной Мезоамерики.

Эти изваяния были частью культа предков и изображали умерших вождей. Гипертрофированная тучность их тел связана с распространенными на тихоокеанском побережье представлениями о «цветущем мире» изобилия пищи и прочих богатств, откуда предки подают благодать и пропитание своим потомкам.

Мезоамерика, археология, статьи

Previous post Next post
Up