Женщины на троне у древних майя: Владычица "Звездная Птица"

Jun 23, 2021 10:30

Что-то давно не было у нас про женщин на троне и у власти у древних майя. Пора рассказ о них возобновить.

Последний сюжет у нас был про юную императрицу Иш-Йок'ин. Однако властные и влиятельные дамы были не только в Тикале, но и в других городах.

В Денверском музее искусств хранится поясная подвеска из жада для царского костюма (из-за-того, что по форме эти подвески напоминают топоры-кельты, их традиционно тоже называют "кельтами"), украшенный иероглифической надписью. Дат в тексте нет, но судя по палеографии и стилю, он датируется первой половиной - серединой IV в. н.э.  Пять лет назад наш украинский коллега Ю. Плюхович, работавший в проекте Университета штата Калифорния в Чико, вместе с американским эпиграфистом Мэтью Лупером опубликовали новые фотографии и прорисовку этого важного источника.




Подвеска из Денверского музея (фото Ю. Полюховча, 2013)

Лицевая сторона подвески изображает женщину в юбке и богатом головном уборе, которая держит в руках некий драгоценный объект. Текст размещен в 3 колонки на обеих сторонах.




Уже сам факт изображения женщины на подвеске неодычен - обычно они изображают мужчин. Нестандартно выглядит и сама фигура: обычно цари держат в руках церемониальную "небесную полосу" и попирают пленников.



Лейденская подвеска (320 г.). Фото с сайта Национального музея этнологии (Лейден).

Текст начинается с упоминания "заботы" о богах "триады" города Караколя (др. Хушвица). Метафора "забота" в классических текстах описывает приношения божествам. Список богов-покровителей несколько отличается от позднейшего, известного по надписям VII в. В него входят некий ... Хиш ("Ягуар"), ягуаро-антрпоморфный бог Чувах и орнитоморфное божество К'инич-Цик'ин-Ахав, связанное с богом Солнца. Приношение или жертва были совершены в самом Караколе (как повествует надпись, в "Хушвица-городе").

Однако к нашему удивлению, основным героем надписи является не правитель Караколя (как это имеет место быть в остальных случаях ритуалов в честь "триады"), а царица по имени "Звездная Птица" (ее именной иероглиф состоит из двух знаков - "ЗВЕЗДА" и "ПТИЦА", точного чтения которых мы в данном контексте не знаем). Именно она провела ритуал почитания богов-покровителей и посему была изображена на подвестке.


 

Именной иероглиф "Звездной Птицы", вписанный в ее головной убор на лицевой стороне подвески и в тексте на обороте (прорисовка Ю. Полюховича и М. Лупера)

Из текста мы узнаем, что "Звездная Птица" была дочкой К'инич-Тах-Ака, царя К'анвицналя - города на востоке Петена, стоявшего на реке Мопан (современное название памятника - Уканаль). А вот мама ее по имени Иш-Чувах-Шак оказалсь из династии Тикаля и носила династическое имя Эб Шоок. Примечательно, что в тексте упомянут и дедушка "Звездной Птицы" по материнской линии, также носящий династическое имя Эб Шоок.

Как вышло, что дочка к'анвицнальского царя оказалась столь важной персоной в Хушвица? Скорее вего, она была женой местного царя и получила власть либо после его смерти, либо еще в какой-то экстраординарсной ситуации.

история, майя, эпиграфика

Previous post Next post
Up