Последний раз про заседания Американского семинара МАЭ, ИЭА и СПбИИ РАН
я писал в начале июня. Между тем, за лето там прошло несколько очень интересных докладов как русскоязычных, так и англоязычных и испаноязычных.
Начнем с доклада Дженифер Бирч (Университет Джорджии, Атенс), ученицы Стивена Ковалевски, директора проекта "Поселенческая организация Центральной Миштека-Альты, Оахака", в котором я работал в конце 1990-х - начале 2000-х годов. Джен специалист по археологии Северо-Востока Северной Америки (Ирокезии) и копала поселения вендатов (более известных нам как гуронов) и аттивандаронов (или "нейтральных"). В докладе «Датируя Ирокезию: уточненные временные рамки объединения, конфликта и ранних европейских влияний на северо-востоке Северной Америки» (“Dating Iroquoia: Refined time frames for coalescence, conflict, and early European influences in northeastern North America”) она предлагает уточнить хронологию эволюции союзов деревень в Ирокезии, приведших к появлению знаменитых "лиг" (Вендатской/Гуронской и Ирокезской).
Резюме доклада: Хронология играет фундаментальную роль для всех сторон археологического знания. Когда сдвигаются временные рамки, меняется и ход мысли, определяющий наши модели и нарративы. В докладе мы представим актуальные результаты проекта датировки ирокезского наследия. Будут рассмотрены выводы из нашего пересмотра радиоуглеродной хронологии, наиболее важные для понимания культурного развития ирокезов: для определения времени объединения и конфликта, начала исторической вражды между гуронами (вендат) и ходеносауни, а также для понимания того, каким образом европейские товары передавались, принимались или отвергались ирокезскими сообществами в Онтарио и штате Нью-Йорк. Результаты этого проекта показывают пользу метода радиоуглеродного датирования и байесовского хронологического моделирования не только в том, чтобы преодолеть плато и развороты в калибровочной кривой, но и в том, чтобы точнее отразить роль индейского фактора в истории и помочь потомкам лучше понять, какой была жизнь их предков.
Click to view