Полевой сезон 2016, Рио-Асуль, часть 2

May 22, 2020 11:46

Продолжаем ностальгические зарисовки из полевой работы.

Как известно, нормальные археологи-майянисты считают эпиграфистов сумасшедшими. Потому что всякий нормальный археолог встает рано утром, работает, обедает днем, потом еще работает после обеда, сдает материалы, а вечером отдыхает и расслабляется. (Вообще регламентами Института антропологии и истории Гватемалы пронос и распитие спиртных напитков на археологических памятниках строго запрещено, но все археологи человеки… Ну и совсем хорошо, тем, кто работает не в глухой сельве, а неподалеку от населенных пунктов, как например, наши словацкие коллеги в Вашактуне. У них в деревне Вашактун есть целая местная кантина с гватемальским пивом «Гальо»). А вот эпиграфисты просыпаются отнюдь не на заре, а часов в 10-11, днем слоняются по лагерю, а работать отправляются, когда солнце начинает садиться, и работают ночью. Как с такими людьми поддерживать социальные связи?!

Инспектор регионального центра Института антропологии и истории Гватемалы (то есть нормальный археолог) по имени Байрон смотрит на эпиграфистов сами понимаете как на кого

Так что потратив нашу первую рабочую ночь на Стелу 2, мы окончательно убились и полтретьего ночи отправились спать. Я как директор проекта разместился в деревянном домике на базе Ишканрио, а в соседней комнате расположился Саша Сафронов.

Вот эти домики

Внутри по петенским меркам очень даже уютно и цивилизованно

И вот тут меня ожидал первый шок. Поскольку был май месяц и ехали мы работать в тропический лес, то мне естественно в голову не пришло взять с собой что-то теплее рубашки с длинными рукавами (да и ту я взял, чтобы от комаров защищаться). И вот где-то часов в 5 утра я проснулся от ощущения - не поверите - холода. Спросонья я решил, что это такие глюки от долгого пути и ночной работы, но через полчаса стало еще холоднее. В итоге я натянул на себя все, что лежало поблизости, так что с утра обнаружилось, что я накрылся двумя неразобранными палатками…

Как радостно сообщила мне наш гватемальский со-директор Моника де Леон, Рио-Асуль располагается на возвышенности, и климат там совсем иной, чем в привычной нам округе Тикаля. В эту ночь температура упала чуть ли не до 10 градусов (с 30-32), что вкупе с невероятной влажностью и дало такой эффект. Поэтому сама эта зараза взяла с собой спальник и прекрасно выспалась.

Всю первую половину дня мы бестолково бродили по лагерю, пытаясь отойти от холодной ночки. Радостная же Моника тем временем отправилась на экскурсию на местный природный феномен Эль-Десьерто («Пустыня») - обширную область выхода кварцевых пород, где почти ничего не растет.

Эль-Десьерто - совсем не петенские виды (фото Моники де Леон)

Чуток согревшись, я решил помыться и отправился с ведром затону на местной речке Ишкан. Налил водички и стал поливаться, но тут один из работников местного лесничества крикнул мне, чтобы я был осторожнее с крокодилом. Как потом со смехом говорили рабочие, они никогда еще не видели, чтобы человек таких размеров как «доктор Димитрий» с такой скоростью вылетел из воды. Понимаю, что для них это было отличнейшее развлечение.

Тот самый затон на реке Ишкан. Где-то там в зарослях может быть сидит крокодильчик и присматривается.

Местный водонос. Не знают они нормального коромысла!

Но все-таки мы приехали не мерзнуть и не от крокодилов бегать, так что мы отправились на рекогносцировку на городище при солнечном свете.

Начальник дает приказ выступать

Рио-Асуль производит совершенно фантастическое впечатление, поскольку руины почти не расчищены, а реставрированы только крупнейшие храмы комплекса А-3. Кроме того, там нет никаких туристов, поэтому ты ощущаешь себя настоящим первооткрывателем.

Город в джунглях...

Пройдясь по центральной части города, мы идентифицировали все наши точки для вечерней работы.

Намечаем план действий

Стела 2 при дневном свете

Вот в этом узком проходике мы вчера всю ночь и корячились

Стела 1 - наш следующий объект. Тоже в ограде.

Стела 3, про которую мы вообще никогда ничего не читали, кроме того, что она есть. К великому удивлению, на ней сохранился рельеф, изображающий правителя, попирающего поверженного пленника.

На нашу радость выяснилось, что мы были абсолютно правы, что не повезли леса, поскольку надпись на кровельном гребне Храма А-2 можно было сфотографировать с корпуса одной из ступеней Храма А-3!

Мы с Сергеем Вепрецким стоим рядом с основание верхнего храма А-2 и поздравляем друг друга с тем, что не стали тащить сюда леса.

Кроме того, мы совершили восхождение на смотровую вышку, построенную на Храме А-3. Поскольку высота храма 38 м, то сам факт залезания для некоторых был уже подвигом, а уж какой сверху открывается вид!

Stairway to Heaven...

Багира, я уже лезу!

Высоко сижу - далеко гляжу!

Вид со смотровой вышки на окружающую сельву

Вернувшись в лагерь, мы обнаружили, что к вечеру туда пришли еще местные обитатели. Однако наши гастрономическое мысли были фантазиями, ибо охота на дичь в этих лесах категорически запрещена.

Возвращаемся в лагерь

Наш нереальный ужин...

И вот солнце покраснело и начало спускаться за горизонт. Пора было начинать настоящую работу.

Совершенно фантастический закат с храма в Рио-Асуль (фото А. Сафронова)

Гватемала, археология, путевые заметки, майя, эпиграфика