Когда летом прошлого года мы с
alexander_wnk и молодой сотрудницей нашего центра Сандрой Вискантой работали над документацией иероглифических текстов и монументальной скульптуры в Ц’ибанче, в один из дней мы поехали в археологический музей в Канкуне, где хранится несколько ступеней иероглифической лестницы 1. Ну и пока мы там работали, с нами общались местные смотрители и охранники, многие из которых происходили из майя. Они всегда очень удивляются и искренне радуются, что русские говорят по-испански. А у меня при общении с местными автоматически включается юкатанский акцент, что их радует еще больше.
В этот раз один из смотрителей поинтересовался знакомы ли мы с верованиями современных майя. Узнав, что знакомы, он решил поделиться своей историей.
В деревне Шкуль, откуда родом его семья, до сих пор проводят знаменитый обряд ч’а-чаак. Это неоднократно описанный антропологами такой вполне себе языческий ритуал обращения к покровителям дождя чаакам с просьбой ниспослать дождь. Ровно за 2 недели до нашего общения 15 дней они его провели и дождь таки пролился.
Так вот, оказалось, что смотритель как человек, связанный с культурой, принимает активное участие в жизни своей малой родины. Он поведал, что одалживает из фондов музея фигурную курильницу в виде головы бога дождя Чаака и с разрешения руководства везет её в деревню, чтобы провести ритуалы для чааков, а потом возвращает обратно.
Однажды его с коллегами остановили дорожные полицейские и спросили, что везут. Узнав про историю с курильницей, один полицейский стал смеяться над тупыми суеверными крестьянами, которые верят во всякую хрень. Посмеявшись вдоволь, он еще и денег с них пытался содрать.
На обратном пути из Шкуля в Канкун, смотритель вновь увидел ту же патрульную машину полицейского, то полицейский был уже один. Тогда он поинтересовался, где же его напарник? В ответ он услышал, что его обидчик неожиданно тяжело заболел. Через некоторое время смотрителю позвонили и спросили, согласен ли он пообщаться с больным полицейским. Тот согласился, и вот ему позвонил хранитель мексиканских дорог. Дрожащим голосом он попросил у нашего собеседника прощения, на что тот ответил, что прощения надо просить не у него, а у чааков, и делать это надо от всего сердца.
Выяснив, что курильница находится в музее, мексиканский гаишник однажды пришел туда с женой и дочкой, пал на колени перед витриной и попросил прощения у чааков аж со слезами на глазах, так что всем стало ясно, что он извиняется от чистого сердца. И естественно окончательно после этого излечился.
«Так что никогда не насмехайтесь над чааками», - доверительно сообщил нам смотритель, собрал свои вещички и отправился домой.