Древнемайяский мальчишник?

Apr 26, 2019 11:25

В развитие истории о спасении костей масульской царевны Иш-Тун-Кайвак.

Хотя в надписи на Алтаре 5 имя супруга царевны не указано, мы предполагаем, что это был Ч'ок-К'инич, происходивший из тикальского царского дома. Дело в том, что до нас дошла уникальная ваза, изображающая приём этим владыкой иногородней делегации.



Ваза К5453 (развёртка фоторафии Дж. Керра; www.mayavase.com)

Вертикальная надпись в правой части сцены датирует событие 7 октября 691 г., за полтора месяца до прибытия к нему молодой жены. Действие происходит в Чак-...нале (Топоште), внутри царского дворца, о чём говорят тщательно прорисованные в верхней части изображения подвязанные занавесочки из хлопка. Будущий жених - "священный царь Тикаля" Ч'ок-К'инич - сидит на троне, рядом с ним сложена стопка хлопковых тканей и пучок перьев. У подножия трона стоит мешок, на котором написано 3-PIK, huux pik, "24 000 [бобов какао]". Перед ним на коленях стоит ни много ни мало К'ак'-Хиш-Муут, посланник самого царя царей Йукном-Йич'ак-К'ак'а, повелителя Кануля. На спине у него что-то вроде рюкзака, вероятно, с какими-то ценными предметами.



Центральная сцена на вазе (прорисовка А.А. Токовинина, alexander_wnk).

Помимо двух главных участников на приёме присутствовали еще один "священный царь Тикаля" по имени Чактан-Моов (скорее всего, брат главного героя), а также некий придворный с титулом баах-ахав ("первый [при] царе"). Он стоит на левом краю сцены со скрещёнными на груди руками с идиотским лицом и в дурацкой шляпе.



Придворный, изображённый на правом краю сцены, никак не обозначен, но, скорее всего, его имя записано в вертикальной надписи (там говорится, что событие "засвидетельствовал Чанлахун-Пат"). Он держит в левой руке факел и от него зажигает что-то тонкое. Может это он для своего владыки сигарку разжигает?

Зачем же все эти люди собрались в октябре 691 года у Ч'ок-К'инича на этом небольшом островке?



Остров Чак-...наль (ныне Топоште). Фото С.В. Веперецкого (gerald_samuel)

Наверняка же решили устроить древнемайяский мальчишник! Хотя кувшины с пульке и блюда с тамалями пока не принесли, но гости с подарками уже подтягиваются. Чувак в дурацкой шляпе уже где-то накачался заранее. Деньги у рподножия трона тоже стоят не зря - 24 000 бобов это немаленькая сумма! Если мы вспомним тлашкальский прейскурант 1545 г., то это 120 индюков, 240 зайцев, а аксолотлями так можно было вообще облопаться - 6000 штук! Цен на услуги древнемайяских стриптизёрш мы не знаем, но вот девушки лёгкого поведения в Никарагуа в начале XVi в., как мы помним, брали за сеанс 8-10 бобов. Так что вечеринка будет просто огонь!

история, майя, эпиграфика

Previous post Next post
Up