В приведенном в прошлом посте описании обработки листьев коки, сделанном
matusovskiy, порошок первого помола смешивают с пеплом листьев Cecropia peltata и потом вновь толкут до состояние пудры. В доиспанских культурах запада Колумбии практиковался иной способ использования коки. Листья коки жевали и к жеваному комку во рту добавляли известковый порошок, который изготавливали, обжигая морские раковины. Эта технология была известна у индейцев коги Сьерра-Невада-де-Санта-Марта и в ХХ в. Порошок хранился в специальных флягах из тыквы, которые назывались попоро, откуда его доставали при помощи тонкой палочки. Получение попоро считалось важным элементом инициационных ритуалов, а жевание коки считалось главным признаком культурного, цивилизованного мужчины.
Попоро, датирующиеся I тыс. н.э., являются одной из ярких черт колумбийской археологии. Поскольку употребление коки было важной частью ритуальной практики мужчин, то попоро были символами статуса и атрибутами власти и часто изготавливались из золота.
Они бывают очень простые, состоящие из двух половинок (культура Кимбайя, вторая половина I тыс. н.э., Музей золота, Богота; фото Google Arts).
Иногда они изготавливались в форме тыквы-горлянки (культура Кимбайя, вторая половина I тыс. н.э., Музей золота, Богота; фото Google Arts)
Иногда в форме кукурузного початка (культура Йотоко, начало I тыс. н.э., Музей золота, Богота; фото Google Arts)
Иногда в форме тропических плодов (Малагана, начало I тыс. н.э., Музей золота, Богота; фото Google Arts)
Самый известный попоро происходит из культуры Кимбайя и стал одним из символов Колумбии (Музей золота, Богота; фото Google Arts)
А в Метрополитен-музее в Нью-Йорке хранится очень стильный фигурный попоро (тоже Кимбайя). Я вокруг него долго ходил и рассматривал.