19 ноября 1979 года состоялся первый пассажирский рейс высокоскоростного поезда ЭР200 между Москвой и Ленинградом. Поезд, полностью разработанный в СССР и построенный на рижском заводе, развивал скорость до 200 км/ч и позволял преодолевать расстояние между двумя столицами за 4 часа.
До 2009 года ЭР200 выполнял функцию высокоскоростного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом. А в 2009-м году его под овации и крики о поднимании России с колен заменил «Сапсан», сделанный фирмой Сименс.
Свыше 300 млн. евро, потраченные РЖД на приобретение «сапсанов» в Германии и ещё 354 млн., которые РЖД платит немцам за их обслуживание, - это выдаётся за модернизацию России. О том, что Россия просто не в состоянии построить свой собственный скоростной поезд (что с успехом делалось ещё 40 лет назад), говорить не любят. Теперь чуть ли не официально говорят, что до Сапсана высокоскоростных поездов не было. А старые ЭР200 убрали с глаз долой, чтобы не напоминали о позоре. Лишь Санкт-Петербурге, в Центральном музее Октябрьской железной дороги сохранились 4 вагона первого состава электропоезда.