Встреча с главой города - всегда большая ответственность. Особенно страшно идти к тому, чьи владения можно назвать образцовыми. Жители города считают мэра Геленджика Виктора Александровича Хрестина жестким, но справедливым управленцем. Посмотрим, насколько это правда.
- Первым делом хочется обратить внимание, что в вашем городе чистота практически по всей территории, даже когда заметили небольшую грязь, сегодня ее уже не было, это очень приятно. Такой результат - сознательность туристов или действие каких-либо стимулирующих мер? Как сделать город чище?
- Я хочу сказать, что мы проводим большую работу. Но в то же время менталитет отдыхающих в последние годы изменился. Если брать 10-15 лет назад, когда мы только начинали строить набережную, когда делали балюстраду, наводили порядок, стелили плитку, то у нас и лавочки ломали, фонари ломали, мусора хватало… К нашей радости, благодаря тому, что каждые 15-20 метров мы стараемся ставить урны, просили на газонах не курить, не мусорить, рекламу с просьбами вешали - думаю, что это сработало и на жителей, и на отдыхающих. Действует и то, что когда чисто, просто неудобно первым намусорить. Конечно, приходится много над этим работать, в том числе и с бизнесом. Когда люди не хотят возле своего магазина, кафе ставить урну, потому что это лишняя проблема, приходится проводить большую работу, мониторить постоянно эту ситуацию. В летний период сами совершаем обход по набережной, даже в составе добровольной дружины.
- То есть это правда, что у каждого работника администрации есть своя городская зона ответственности?
- Да, кроме главы.
- Какими достижениями вы гордитесь больше всего? Какие изменения за период вашего управления считаете самыми существенными?
- Наверное, это переход на круглосуточное обеспечение водой. Раньше в Геленджике воду подавали по графику: утро, обед, вечер. С 2008 по 2015 нам удалось наладить круглосуточную подачу, но в 2016 ситуация осложнилась, населения города увеличилось практически на 20 тысяч человек. Есть еще и проблемы, связанные с Троицким водоводом - в засушливый период мы не можем получать нужного объема самостоятельно, а Троицкий групповой водовод в связи по техническим причинам может подавать нам только 1100-1200 кубов в час вместо необходимых 1500. Поэтому мы вынуждены иногда переходить на подачу по графику. Сегодня у нас есть наработки, есть место, которое может давать на до 40 000 кубов в сутки, но для этого надо обращаться к федеральной власти, к губернатору края. Если удастся построить эту нитку, тогда сможем обеспечить город водой (на сегодняшний день потребность порядка 42 000 кубов в сутки). И второе - это газификация наших сел и поселков. Практически 5 лет мы проводим газ в поселки, которые раньше на это и не надеялись. Есть уверенность в том, что в ближайшие два года мы полностью газифицируем наши населенные пункты, за исключением Михайловского перевала, тут сложность заключается в географическом расположении. Тут тоже есть свои трудности, несмотря на наличие трубопровода, некоторые населенные пункты, особенно удаленные от моря, сельского типа, не могут себе позволить 100% газификацию из-за материальной составляющей. Нет бизнеса, нет туристов. А минимальная цена для дома - 35 тысяч…
- Хорошо известно, что камнем преткновения социальной политики часто становятся так называемые незащищенные слои населения: пенсионеры, инвалиды, малообеспеченные. Какая работа проводится в этом направлении?
- Мы тесно сотрудничаем с нашим советом ветеранов, с общественными организациями, которые взаимодействуют с пенсионерами. Кроме того, наши молодогвардейцы закреплены за участниками Великой Отечественной Войны, у каждой школы есть 2-3 ветерана, за которыми они присматривают и ухаживают. При необходимости каждый житель Геленджика может позвонить на ежемесячную прямую линию и задать интересующие вопросы. То же самое можно сделать на приеме, который я провожу здесь [в администрации] или в Единой России. Оказываем, конечно, посильную помощь. Большое поле деятельности предоставлено совету ветеранов, они охватывают всех нуждающихся, взаимодействуем с ними, от них получаем заявки.
- Уверен, что большинство россиян считает, что основа местного ВВП - туризм. Правда ли это, или все-таки есть и другие стратегически важные отрасли?
- Для нас, конечно, это самое важное, сейчас стараемся развивать и агро-туризм. Большинство людей приезжает теперь сюда не только погреть животы на солнце. Например, 5-8 лет назад мы делали соц. опрос, и более 50% опрошенных приезжали просто отдохнуть на пляже. Сегодня это уже примерно 36%, потому что часть людей за основу отдыха взяли осмотр достопримечательностей, кто-то уделяет внимание здоровью и лечению. Конечно, если бы с этих доходов исправно платились налоги, мы бы больше могли сделать для города, для социальных нужд, потому что 60% бюджета у нас уходит именно на это.
- Хотелось бы отдельно поговорить про молодежную политику. Как развивается это направление в вашем регионе? Какие работы ведутся по «сохранению» молодежи в родных краях?
- В этом вопросе не все так хорошо. Хочу сказать, что я предложил закрытие некоторых колледжей, потому что понимал, что они работают, не обучая детей, а просто собирая деньги. Я захожу в этот техникум или колледж, беру расписание занятий, захожу в кабинет, а там никого нет! Я говорю: «А где же ваши дети, у вас же сегодня занятия?» Ответ: «Да..вот..вы знаете..» Вопросов нет. Заходим в другой класс, то же самое. В другом кабинете экзамен, заходим: сидит преподаватель и один ребенок. А они учили там механизаторов, экономистов, техников, механиков. Мне говорят, что сложно детям добираться. Я уж потом сам информацию насобирал, что экзамен, например, 15 тысяч. Зачем нам такое? Хотя было сопротивление, и когда у меня встреча была, преподаватели пришли, директор колледжа - папа у него в Набережных Челнах зам. ректора университета, сынок тут директором, мама завучем, семейный подряд. Разрушили все. А люди должны получать достойные знания, и я за то, чтобы дети получали образование в наших ВУЗах. У нас пошло перенасыщение юристов и экономистов, филиалы и без нашей помощи закрывались. Мы стараемся привлечь и оставить молодежь, потому что понимаем, что у нас проблемы с врачами, учителями, мы жилье предоставляем, единственное, пожалуй, чем можно сегодня заинтересовать. Даже больше в медицинскую академию идут учиться, чем в педагогические ВУЗы. Но нагрузка большая, тяжело, поэтому многие предпочитают уйти в санатории работать. Молодежь стараемся не только за счет ВУЗов оставить, но и за счет рабочих мест. Предприятия строительного комплекса также востребованы, детям говорим, идите слесарями, токарями, поварами. Поэтому дети стараются остаться здесь. У нас даже администрация города - самая молодая в крае. Но и тут немногие выдерживают таких нагрузок, в администрации работа - 24 часа в сутки. Каждый сотрудник смотрит за своим участком, беседу с жителями проводит, гостиницы проверяет. Стараемся привлекать молодежь в спорт - у нас есть две геленджикские команды по футболу. Зимой проводим спартакиаду.
- Готов ли город к прогнозному увеличению турпотока?
- У нас выбора нет. Знаем, что это будет, последние 3-4 года 98% опрошенных говорят, что на отдых вернутся в Геленджик, люди по 5-7 раз уже у нас бывали. И все довольны, многие начинают строить планы по приобретению недвижимости.
Ответы на вопросы о самостроях, украденных тюльпанах и впечатлениях европейцев смотрите на видео под спойлером
Некоторых чиновников боятся из-за того, что они злоупотребляют властью, не знают мер и границ. А некоторых боятся, потому что испытывают трепет и уважение, в первую очередь, из-за их чуткого отношения к подотчетной территории и гражданам. Жаль, что в новостях у нас мэр Владивостока, Красноярска и другие бесславные граждане, о которых приятнее молчать.