Борьба с завышением цен или почему разрешено снимать в магазинах

Sep 04, 2014 16:25



К борьбе нашего правительства с необоснованным завышением цен подключились и граждане. В Минпотребрынка неравнодушные жители активно присылают фотографии ценников и адреса магазинов, где необоснованно подорожали продукты питания.
Однако многие из сознательных граждан сталкиваются с запретами фотосъемки ценников на прилавках. Сотрудники магазинов всячески запрещают и препятствуют фотосъемкам ценников на прилавках.

"При этом администраторы торговых залов аргументируют свое поведение тем, что в компетенции розничного магазина запрет или, наоборот, разрешение на съемку фирменного ценника. Речь в данном случае идет о намеренном вводе в заблуждение потребителей", - сообщил министр потребительского рынка и услуг Московской области Владимир Посаженников.

Запрет на фотографирование ценников незаконен, фотосъемка ценника на продукте питания - это метод сбора информации, а не использование чужого имущества, коммерческого секрета по выкладке товара или оформлению торгового зала. Ценник в магазине - это открытая информация, никакого отношения к коммерческой тайне не имеющая.

Интересно, куда смотрят правозащитники и работники прокуратуры? Ведь ни одна сволочь не имеет права запретить Вам фотографировать ценники, в т.ч. и в сетевых магазинах.
Это - НЕЗАКОННО. Есть соответствующие постановления судов и Роспотребнадзора. Если вас остановили требуйте вызов милиции и они быстро заткнутся.
Давайте расмотрим юридическую сторону этого вопроса.

По статье 29 Конституции РФ и 7 статье закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» у Вас есть право собирать и распространять информацию. Любые ограничения доступа к информации должны устанавливаться только федеральным законом. Это значит, что Вы можете фотографировать и делать записи, и никто Вам не может этого запретить.

Обычно охрана магазина ссылается на внутреннее правило магазина. Вы не являетесь работником данного магазина, подчиняться их внутренним правилам Вы не обязаны. Даже если на входе в магазин имеется значок "перечеркнутая фотокамера", или висит объявляение (в большинстве случаем даже без печати, а значит это вообще не документ), запрет на фотосъемку должен быть прописан в уставе юридического лица. Если такой записи нет, значит, появление такого объявления - произвол.
Покупатель имеет право на получение информации о товарах и продавце, а также об услугах и тех, кто эти услуги оказывает.
Право это закреплено в законе «О защите прав потребителей». Как получать эту информацию - личное дело потребителя (можно записать, запомнить, наговорить на диктофон или сфотографировать).

Охранники некоторых магазинов могут Вам заявить, что по закону, они имеют право самостоятельно устанавливать правила поведения потребителей в местах оказания услуг, если оно не противоречит законодательству Российской Федерации (к таким правилам относятся: ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие). В данном случае, ограничение на съемку будет противоречить закону "о получении информации".

В случаях, когда администрация магазина ссылается на "коммерческую тайну", необходимо довести до их сведения, что предметы, находящиеся в общественных местах не могут быть "коммерческой тайной" по определению. Т.к для того, чтобы какая-либо информация стала «тайной», к ней нужно, прежде всего, ограничить доступ. Кроме этого, для ввода «режима коммерческой тайны» необходимо выполнить некоторые формальности, прежде всего - принять меры по охране конфиденциальности информации, описанные в ст. 10 закона:
---
1. Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:

1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна“ с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

2. Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер, указанных в части 1 настоящей статьи.»
  • Отсутствие надписи "коммерческая тайна" - это уже не соблюдение режима.

Если вам ссылаются на нарушение авторских прав, то фото съемка снова будет для Вас разрешена, т.к. если произведение, охраняемое авторским правом, находится в месте, открытом для свободного посещения, его фотосъемка разрешена статьей 1276 Гражданского кодекса. С небольшими исключениями:
  • Запрещено снимать такое произведение так, чтобы оно являлось основным объектом съемки, а также запрещено использовать изображение «в коммерческих целях» (даже если оно - не «основной объект», а просто попало в кадр).

Эти запреты действуют только в тех случаях, если съемка производится не «для себя». Если же фотографирование или видеосъемка осуществляются «в личных целях», действует уже статья 1273 ГК, разрешающая снимать что угодно. Единственным ограничением являются так называемые «экранные копии» фильмов (п. 1, п. 5).
Если администраторы магазина говорят, что съемка запрещена, т.к что в кадр может попасть товарный знак магазина. Разъесняем.
Согласно статье 1484 ГК, под «использованием ТЗ» понимаются только такие действия, которые совершаются для индивидуализации товаров, работ или услуг, то есть, нанесение товарного знака на изделия, использование его в рекламе товаров, и т.п. Простое фотографирование товарного знака не является его использованием в том смысле, который вкладывает в это понятие закон. Нарушить права владельца ТЗ на этапе фотосъемки невозможно.
Если говорят, что съемка попавшего в кадр, например, охранника нарушает его право на собственное изображение, то вступает в силу Статья 152.1 Гражданского кодекса, предусматривающая охрану изображения гражданина. Она не запрещает получения таких изображений, нарушить ее можно только после их несанкционированного обнародования и дальнейшего использования, то есть, уже после того, как оно стало доступным неограниченному кругу лиц без согласия того, кто изображен на фотографии.
Однако, из этого правила есть исключения: использовать чье-либо изображение можно, если оно используется «в государственных, общественных или иных публичных интересах», либо получено при съемке в общественном месте, и изображенное лицо не является его «основным объектом». То есть, если кто-то случайно попал в угол кадра, он не имеет право запретить использовать этот снимок. Хотя, понятие «основного объекта» в законе не определено, и оставлено на усмотрение (возможного) суда (как и «государственные» и прочие «интересы»).
Если охранники ссылаются на то, что сфотографировав человека без его согласия, вы нарушаете его право на неприкосновенность частной жизни.
События, происходящие с человеком в общественном месте, в общем случае не могут составлять «тайну частной жизни», хотя возможны исключения. Однако, при фотографировании в общественных местах снимающий не знает и не может знать, что нарушает личную тайну кого-то, кто попал в кадр, а значит, и привлечь к ответственности за это невозможно.
Так, что договариваться о съемке с администрацией магазина вы не обязаны. Просто выучите свои права и уверенно и настойчиво добивайтесь своего.


видео, права, запрет, фото

Previous post Next post
Up