Dec 14, 2016 00:22
Сократ был абсолютно независимой личностью. Он жил в полном соответствии со своими взглядами, со своей верой, подчиняясь беспрекословно голосу своего внутреннего духа (дэмоний). Вся его жизнь была посвящена постижению мудрости, поиску сущности истиной разумности (софросин) и общего блага. Его независимость и сомнение во всех авторитетных мнениях пришлись по душе молодежи, но не понравились гордым и власть имущим, которые считали себя мудрыми и требовали беспрекословного почета и уважения.
Конфликт независимости и авторитарности закончился для Сократа судилищем, где он был обвинен в растлении молодежи. Несмотря на блестящую защиту и несомненное опровержение всех обвинений, суд вынес приговор Сократу, а не его клеветникам. Сократ отказался от признания своей вины. За несогласие с судом он автоматически попал под смертный приговор. Это была трагедия для его учеников, для его обвинителей и палачей, которые спустя недолгое время были казнены афинянами, но это не было трагедией для Сократа. Он принял смерть как и положено истиному философу, убежденному, что его душа бессмертна - как красивый трагический уход со сцены. И его смерть стала мощнейшим подтверждением его учения.
Однако Сократ не оставил нам ни письменного учения, ни даже набора своих постулатов, заповедей или аксиом. Единственное, что от него осталось - метод Сократовского диалога, записанный его учеником Платоном.
Любой диалог начинается с поиска определения какого-либо предмета, который его собеседник или думает, что знает наверняка, или хочет найти с помощью Сократа. Своими вопросами Сократ приводит собеседника к осознанию собственного незнания, и дальнейший результат зависит от того, насколько качественный ему достался собеседник - у наиболее подготовленных, Сократ добивается рождения разумного мышления, такого мышление, которое добывает истину только из самого себя, у менее зрелых разрушается их мнение о своем совершенстве и пробуждается стремление что-то узнать самостоятельно.
Один из острых инструментов, которыми ловко пользуется Сократ, препарируя чужое сознание - это знаменитая сократовская ирония. Вначале этим приемом он располагает собеседника к общению. Эта ирония сперва добродушна, приветлива, она расслабляет собеседника, представляя Сократа простодушным и сомневающимся в своем уме человеком. Затем, он иронически воспроизводит ответы собеседника, подталкивая его к осознанию собственных противоречий. И далее она превращается в острое жало и бич, не отпускающий разум собеседника, пока он не пробудится к желанию самостоятельно мыслить и сомневаться во всех своих мнениях.
Сущность метода Сократа в том, что он пробивается в своем поиске к истиной сущности разума - не индивидульного разума Сократа или Алквиада, а разума бессмертной души - которому известны все истиные идеи. Сократ заставляет своими вопросами разум не выдумывать лжезнание, а «припомнить» истину (алетейю). В процессе диалога Сократ сначала разоблачает лжезнание собеседника, а затем подводя его к правильным выводам, которые и самому ему кажутся верными, слушает эти утверждения как бы со стороны и вновь стремится их подвергнуть сомнению, как бы проверить на прочность. Цель этого перманентного, порой навязчивого сомнния - пробуждение истиного разума, софросин, цельно-мудрия, которое Сократ считает наукой наук, ведущей к благу как каждого человека, так и всего государства в целом.
В своем поиске Сократ ищет пробуждения живого разума, самостоятельного мышления, которое «припоминает» истиные определения всех вещей. Истиное определение должно быть непротиворечивым, одним и тем же для всех и всегда. Таким определение может быть только в том случае, если оно будет тождественно идее самого предмета. Поскольку душа, по Сократу, бессмертна и всеведуща, «часто рождается и видела все и здесь, и в Аиде, то нет ничего такого, чего бы она не познала», то «она способна вспомнить то, что прежде ей было известно». Поэтому Сократ верит, что в человеке «должны жить истинные мнения, которые, если их разбудить вопросами, становятся знаниями». Своими вопросами Сократ прежде всего пробуждает в человеке познание собственного неведения, этот результат Сократ считает достижением, так как вряд ли человек «не зная, но думая, что знает, принялся бы искать» истину.
Но сам Сократ не достигает в своем поиске однозначных формальных ответов на самые главные вопросы. Он как будто боится сделать остановку для своего поиска, его разум не желает даже на короткое время предать себя покою. И в этом проявляется суть и цель жизни и деятельности Сократа. Он стремится не к достижению истины, а к истиному состоянию разума, когда истина не «понимается», а открывается и переживается разумом умозрительно, цельно-мудренно, но так же живо, как другие люди видят и чувствуют физические чувственные обьекты. Это искусство часто остается пропущенным исследователями и последователями Сократа - великого практика мета-нойи - трансформации-преображения ума.