Dec 22, 2008 19:23
Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. (Ин 11,2)
Меня сразу задели эти стихотворения. Здесь образ Магдалины (которую, я воспринимаю, например, как полуисторический персонаж, не имеющий к современной жизни никакого отношения) переживается, как что-то более личное. Мне кажется, Цветаева здесь отождествляет себя с Магдалиной (“Во времена Евангельские была б одной из тех...”), любовь которой - жертвенна Магдалина отдаёт здесь всю себя, свой мир ради любви к Богу. Её любовь не требует ничего взамен, её достаточно того, что она сама отдаёт свою любовь. “К тебе б со всеми немощами влеклась, стлалась”. Её любовь здесь ассоциируется с чем-то текучим, с тем же миром, которое она всё отдаёт для Него. Наверное, эта пропасть между опустившейся Магдалиной и Господом, который бесконечно чище её, эта пропасть не отталкивает Магдалину, как будто приближает её к Богу (“Чужая кровь - желаннейшая и чуждейшая из всех”). Цветаева отождествляет себя (или Магдалину, здесь, наверное, лирическое “я” слилось с персонажем Магдалины) с “тканью, стелющейся под ноги”. Этот образ также текучей, непостоянный, чисто вещный. Во втором стихотворении происходит как будто диалог между Магдалиной и Иисусом. Причем Иисус называется “тем”, я думаю, это тоже достаточно важно. Самоотдача Магдалины (“Слёзы, волосы, - сплошное исструение”) сталкивается с фразой Иисуса: “- Магдалина! Магдалина! Не издаривайся так!”. Это стихотворение - переход от “я” Магдалины к “я” Иисуса (хотя про Иисуса здесь конечно, можно говорить с натяжкой.) Это стихотворение я уже поняла гораздо в меньшей степени, чем два предыдущих, особенно первое. Например, фразы “Я был бос, а ты меня обула<...>” или “Я был наг, а ты меня волною тела - как стеною обнесла”. Может быть, это связано с тем, что Магдалина уже подготовила Иисуса к смерти. “Возлив миро сие на тело Мое, она подготовила меня к погребению” (Мф 26, 12). Опять же, здесь очень важны визуальные образы - волны, ливня (волос и слёз), образы мира. Всё текучее, быстро меняющее свою форму.
От этого цикла стихотворений остаётся ощущение, что для Цветаевой очень важна эта жертвенная любовь, когда отдаёшь всего (всю) себя. Раньше я не воспринимала её поэзии, меня отталкивал этот ломаный ритм, несостыковка рифм и так далее. Сейчас, скорее, наоборот.
Цветаева,
Серебряный Век,
лирика,
литература