В жизни каждого отца наступает момент, когда ты решаешь, что пора вам посмотреть вместе «Свой среди чужих, чужой среди своих».
Ты же не можешь так просто сесть и включить сыну ТАКОЕ кино. Я, конечно, предварил просмотр репликами: «Это главный советский фильм про мужчин», «я видел его 20 раз и с удовольствием посмотрю его теперь вместе с тобой» и т.д. Обязательно добавить эмоций: «…очень круто, что мы сейчас его с тобой вместе посмотрим!»
Можно еще несколько образовательных фраз, чтобы ребенок понимал, что такое настоящий кинематограф: «…в этом фильме идеально всё - сценарий, режиссура, актерская игра, операторская работа. Это и детектив, и драма, и приключения». И еще обязательно: «там будет музыка совершенно потрясающая».
Минуты через 3 такой обработки любой мало-мальски уважающий папу мальчик должен проникнуться, что его берут в большое и важное путешествие наравне со взрослыми.
И надо сказать, что я сам в это всё верю, когда говорю ему.
И что? Современному 11-летнему парню, скажу я, темп этого фильма представляется, мягко говоря, небыстрым. Много непонятного, и приходится комментировать сюжет: Гражданская война, золото для голодающих, белые-красные, «какаай баай?», ротмистры, ЧК и прочий исторический контекст.
Вообще, сын, думаю, не особо впечатлился. Но я не расстроился, и вот почему.
Я понял, что просто хотел успеть с ним посмотреть этот фильм, пока ребенок еще прислушивается к родительским рекомендациям. Там же есть все традиционные мужские ценности: дружба, риск, долг, умение делать выбор, честное имя, сила духа, уверенность в своей правоте. Можно спорить о том, насколько эти ценности «мужские» или «общие». Но женщины без них как-то могут устраиваться в жизни, а мужчины - нет.
Это вообще отдельная большая тема: как быть мужчиной? Мальчик, превращающийся в подростка, нуждается в ощущении своей идентичности, в ориентирах и примерах. В ряду очевидных примеров
воспитания мальчика важны не только наблюдение за близкими мужчинами, но и художественные образы с их силой и метафоричностью. Даже сам факт, какой именно фильм я поставил ему, это тоже определенная модель мужского выбора.
При этом, что важно: в фильме нет ни одной говорящей женщины, никакого женского персонажа, который бы играл какую-то существенную роль. Конечно, Михалков сделал это намеренно. Не собирался он показывать этот общий мир в его разнообразии. Он показал чисто мужской мир, сделал снимок для будущих поколений. Новые голливудские правила номинации на «Оскар» вообще не предполагают возможность создать и показать такой мужской мир.
А тему любви надо будет раскрыть парню через какое-то другое великое кино.
Автор:
психолог Илья Шамин.
Мой аккаунт
"Мужская версия" в Instagram.
Еще одна ссылка в целом про
отцовский коучинг, как ни странно.
Мои соцсети:
Insta |
FB |
VK