Jul 08, 2011 10:34
Сегодня, если не помешает погода последний космический челнок США должен отправиться на орбиту. После этого в пилотируемой космонавтике останется примитивный, одноразовый, и рядом не валявшийся с шаттлами и буранами, но надежный, проверенный и малоаварийный "Союз"
Российская космонавтика дождалась своего звездного часа, нусть и не надолго, но оставшись сейчас космическим монополистом - напряженность по этому поводу усиливается уже сегодня. Русские намерены почти в три раза повысить цену за использование своих космических капсул «Союз» для перевозки экипажей на орбитальную станцию, а у других стран просто нет иного выхода, и они будут вынуждены платить.
С тех пор как президент Джордж Буш объявил в 2004 году о завершении программы шаттлов, российское космическое агентство восемь раз увеличивало цену за перевозку американских астронавтов на станцию. По условиям последнего контракта, стоимость одного места на борту «Союза» в 2016 году обойдется НАСА в 63 миллиона долларов. Это 175-процентное увеличение с 2005 года,
Самое значительное увеличение цены произойдет этим летом, и оно совпадет по времени с последним полетом космического челнока. В этом году полет на борту «Союза» в расчете на человека будет стоить 43,4 миллиона долларов, и это 57-процентное увеличение по сравнению с первой половиной.
«Мы не в самой удобной ситуации, и когда я говорю «удобной», это эвфемизм», - заявляет генеральный директор Европейского космического агентства Жан-Жак Дорден (Jean-Jacques Dordain). Его организация входит в пятерку космических агентств, совместно распоряжающихся орбитальной лабораторией. «Мы допустили коллективную ошибку», - признает он.
Российская монополия на пилотируемые космические полеты не будет длиться вечно. Если все пойдет так, как планирует НАСА, то она закончится в 2016 году, когда агентство надеется остановить свой выбор на одном из новых кораблей для перевозки экипажей, которые сегодня существуют только в чертежах. Сейчас НАСА стремится создать коммерческую службу космического такси - чтобы сократить расходы и ускорить темпы разработки.
«Мы активно и упорно работаем над созданием возможностей для самостоятельной перевозки экипажей», - заявил заместитель руководителя НАСА по космическим операциям Уильям Герстенмайер (William Gerstenmaier), руководящий международной комиссией, занимающейся МКС, но раньше конца 2016 года у них ничего не взлетит. Целых пять лет Роскосмос может доить всех участников МКС.
Российское правительство вряд ли будет использовать свою монополию на доступ к космической станции в качестве рычага дипломатического давления, но оно обязательно извлечет из этого коммерческую выгоду, о чем говорят американские космические эксперты.
Русские не стали ликовать по поводу кончины шаттлов. Алексей Краснов, возглавляющий в Роскосмосе программы пилотируемых полетов, заявил в прошлом месяце одной российской газете: «Хотя Соединенные Штаты будут платить нам за использование «Союзов», отказ от шаттлов это не очень хорошо для России». Его страна активно поддерживает работу МКС, и он отмечает, что без космических челноков построить ее было бы невозможно. «Для нас было бы лучше, если бы шатлы продолжали летать, хотя бы раз в год», - подчеркнул Краснов.
Пока НАСА закупила 46 мест на полеты «Союзов» до 2016 года и хочет закупить еще больше. Представители НАСА объясняют увеличение цен инфляцией и повышением стоимости производства космических кораблей «Союз», которые русские изготавливают уже почти 40 лет. Россия и сегодня продолжает вносить в «Союз» усовершенствования. В этом году выйдет новая версия этого космического корабля.
Космическая программа шаттлов никогда не была дешевой, безопасной и простой. Запуск челнока стоит 1,5 миллиарда долларов, что в 100 раз больше обещанной руководством НАСА суммы в 10,5 миллиона долларов, когда программа только начиналась в 1972 году. Предполагалось, что каждый шаттл должен совершить не менее 100 полетов, но реально они отлетали только треть заявленного. Самый часто летавший шаттл "Дискавери" совершил до списания 39 полетов, остальные не налетали и этого.
В итоге США столкнулись с парадоксальной ситуацией. Они одержали победу в технической битве за создание космического челнока, но проиграли войну. «Можно сказать, что русские все время были на правильном пути, запуская большие и примитивные ракеты-носители», - говорит историк космоса из Университета Дюка Алекс Роланд (Alex Roland).
космос,
интересно