Полеты в морском бризе, ввиду своей простоты и легкости, в летной иерархии занимают одну из самых низких строчек, почти не котируясь в принципе. Недаром налетанные часы в бризе даже в летную книжку не записывают. Тем не менее, кого не спроси, все от них получают необычайное удовольствие, регулярно на них ездят, рассказывают об этом с огоньком и т.п. И, надо признать, я не исключение.
Ниже - небольшая подборка фото с нашей поездки на Тамань в этом сентябре, чтобы вам было лучше понятно, о чем речь)). Места там для бризовых полетов - шик.
...
Бриз бывает морской (с моря, днем) и береговой (с суши, ночью). "Работает" бриз очень стабильно. В некоторых районах мира до 360 дней в году, так что, при желании, можно значимую часть жизни проводить в воздухе)).
Основано это движение воздуха, как и почти любое иное, на разнице прогрева. Суша днем греется сильнее, поэтому воздух над ней расширяется-поднимается больше, нежели над соседним морем, образуется лакуна давления над сушей и воздух с моря начинает туда течь. Вот собственно и вся механика процесса. Да, есть еще "обратный бриз", влияние метеоветра, доворот бриза по солнцу и многое-многое другое, но все это уже частности. Главное - есть бриз, значит можно летать)).
Летать можно на любом берегу, где он хоть немного приподнят, то есть у него есть уступ / бровка. Порой, если сильный ветер, то достаточно даже песчаной косы в 3-4 метра высотой. Бриз "упирается" в нее и появляется вертикальная составляющая, которая, собственно и держит летательный аппарат в воздухе.
А если берег обрывистый и высокий, то порой можно подниматься в воздухе на 1.5-2 его высоты и более. Например, на 200-300 метровых склонах возле Анапы при сильном ветре можно набирать 500-600 метров над морем.
Но когда речь идет о бризовых полетах, то ключевой вопрос не в высоте берега (хотя тоже важно), а в его протяженности. То есть, на сколько вдоль берега ты можешь лететь в этом самом бризе. Одно дело ходить туда-сюда вдоль 500-метровой косы, без перспективы уйти дальше по рельефу, а совсем другое иметь возможность настоящего путешествия вдоль берега, без каких-либо ограничений, кроме своего умения и страхов не вернуться к машине)).
Есть районы в мире где народ летает по 60-80 километров вдоль берега, вроде есть и еще более сочные места, где уже и сотня реальность.
На Тамани есть десяток бризовых спотов. Большинство из них очень локальны, но 3-4 стоят того чтобы приехать полетать. Причем на паре из них реально полетать 10-15 км вдоль берега в одну сторону. Поверьте, это не мало. В России наверное только в районе Анапы-Геленджика можно летать более длинные полеты в бризе. До них тут рукой подать, так что если вы на машине и погода позволяет, можно и туда "метнуться".
Кстати, на этой карте краснодарских парапланеристов лучший таманский спот, мыс Железный Рог, и не показан)). И видимо не зря, берегут его для себя родимых. Железный - самая южная точка полуострова не только самое красивое место на полуострове, но и самое перспективное для полетов.
Суть бризовых полетов - в спокойствии и красоте. Честно. Есть лишь теплый ровный поток воздуха, море и ты над береговой линией... Можно летать вдоль моря часами, отпустив клеванты и просто созерцая красоту вокруг. Лишь прислушиваясь к легкому шелесту ветра в стропах...
Когда еще посмотришь как дельфины охотятся на рыбные косяки, загоняя их к рифу (да-да, здесь есть рифы)? Летаешь над ними, а они выпрыгивают целиком из воды и искрятся в лучах заходящего солнца... невероятно.
На фото: Кочугуры. Неплохое место под СВ-СВВ ветра. После полета можно "искупаться" в одном из здешних грязевых вулканов "искупаться". На Тамани их вообще не мало, но часто они не по пути, а тут как раз, в 100 метрах от летного старта. И рядышком с морем, что очень кстати, есть где после процедур смыть лечебную грязь.
Одно но. Здешние склоны покрыты непролазными зарослями колючих кустарников. Местами в два человеческих роста. Попытка облизывать берег в ослабевающем ветре может привести к печальным последствиям... точнее к посадке в оные заросли.
На фото: впервые в жизни прикустился. И очень капитально. Понадобился целый час и четверо помощников, чтобы выбраться из терна с шиповником.
На удивление купол, не смотря на то что ультралайт, не пострадал вообще, ни дырочки... Зато подвесная система, перчатки и штаны - в хлам. Колючки из тела, до сих пор вынимаю, хотя уж месяц как прошел)).
...
Мыс Железный Рог, его юго-западная часть (пос.Волна).
Красивый фотоотчет об этом мест от
muph. Заодно можно глянуть как выглядит один из главных строящихся портов страны.
Самое лучшее время на Тамани, с какой стороны не посмотри, - сентябрь-октябрь. Уже не так жарко, но море еще теплое, фрукты-овощи есть, все дешево, туристов уже нет... красота. В это время можно и нужно сочетать полеты и отдых. Полетал, сел на пляж, искупался, потом переехал на другой летный спот и там в той же последовательности.
Таким образом, за 8-11 дней, с учетом выжидания погоды, можно полетать практически на всех летных спотах Тамани. Что мы в этот раз и сделали. Погоду правда нужно мониторить очень внимательно и быть мобильным.
То чего на полуострове особо нет, так это рыбы и морепродуктов. Да, такой вот парадокс. Море есть, а рыбы - нет)). Лишь старые памятники напоминают о том что Азовское море было настоящей житницей, сейчас уже биопродуктивность этого водоема резко снизилась, увы. А то что вылавливают, идет вовсе не на местные рынки и в магазины.
Да и с памятниками и достопримечательностями на фонтан. Достаточно приехать посмотреть Турецкий Фонтан и все станет ясно)), смотреть нечего. И это тут повсеместно. Объездив почти все что только можно на Тамани, ответственно это заявляю.
Это так... чтобы не было иллюзий и надежд о культурном досуге. Никакой архитектуры и хоть какого-то места, достойного упоминания. Не в смысле "здесь был-жил", а чтобы стоило поехать посмотреть.
Разве что "домик Лермонтова" в городе Тамань рекомендуем к посещению.
Советую перед этим перечитать хотя бы повесть "Тамань" (глава "Героя нашего времени"), для того чтобы лучше прочувствовать место и представлять какое оно было на самом деле. Хотя
Лермонтов место-то не очень и любил)).
...
Но, не это главное. Тамань дышит свободой, простором, морем... а вовсе не грузом своего архитектурно-исторического карго. Ради этой свободы шли сюда казаки, а теперь идем и мы, кайтеры, парапланеристы, дайверы...
...
Описания летных спотов в Краснодарском крае Погода на основных летных спотах Кубани (в реальном времени)