Загреб - столица Хорватии (фоторепорт)

Dec 15, 2011 17:59

Сначала был Белград, затем Ровинь, нынче же, дижестив нашего балканского фотопутешествия, - фоторепортаж про Загреб, столицу Хорватии. Прошу. Небольшие заметки на манжетах, не более...но настроение, надеюсь, передадут.



1.Главная площадь города названа именем местного губера Иосифа Йелачича. Именно он объединил в 1851-м году два разрозненных и периодически воевавших меж собой городка. Вроде как памятник убирали и ставили по разному.. в зависимости от исторической эпохи. Прям как у нас на Красной площади памятник Минину и Пожарскому)). То одни у нас в друзьях, потом другие...



2.Загреб город не маленький, почти миллион жителей. Больше в бывшей Югославии только Белград. Но ощущения мегаполиса отсутствуют совершенно. Все как-то малоэтажно, мило и уютно. Прямое следствие этого, - размах поселения. Пешком не обойти. Но логистика городского пространства очень дружелюбна к тревелеру и осматривать Загреб одно удовольствие. Дело в том что весь город с запада на восток пересекает улица Илица, по которой, на всю ее гигантскую длинну ходят многочисленные трамваи. До куда нужно подъезжаешь на оном и дальше пешком...



3.В наше пребывание шла премьера Мертвых душ, Иван Васильевича, соответственно, растяжки и баннеры по всему городу. Особенно хорошо большие плакаты 5 на 10 метров, с гробами в полный рост смотрелись... Культурная столица, однако, это без шуток.



4.Застройка в основном век 19-й, вторая его половина, ну и начало 20-го, соответственно. Приятные внутренние дворики доходных домов.. туда так и тянет заглянуть. Особенно подкупает то что здесь люди живут, это все настоящее, не показное, отреставрированное. А все потому что Загреб, по счастью, город почти не туристический (по хорватским меркам)).



5.Опять-таки, про логистику городского пространства и удобство...



6.Четыре... штуки на 30 метров... и так повсюду. Их даже слишком много.



7.Вместо квартир (читай людей) не номера, как у нас принято, а имена людей. Это важный момент, характеризующий зрелость общества. И тут меж нами пока пропасть, имхо. Это даже опуская момент малоквартирности подъездов и т.п. Даже забыв номер квартиры и подъезда можно легко найти нужного человека к которому идешь, просто пройдясь и прочитав имена на кнопках домофонов.

Пачек рекламных объявлений в подъездах нету. Это уже как следствие предыдущего пункта мироустройства. Как ее заносить если "кода" у домофона нет и нужно звонить вполне конкретному человеку, его беспокоить и просить почему-то открыть дверь в ЕГО дом?



8.Проблему забитых улиц припаркованными машинами успешно решают во многих странах мира. От европейских до латиноамериканских. Причем до банально просто, - достаточно на каждой улице сделать по одному-две парковочные зоны внутри домов (во внутренних дворах, вместо старых заброшенных зданий и т.п.). Заодно и пробок меньше, так как  проезжие части улиц не занимаются машинами. В Загребе эта же система. Респект градоначальникам.

Есть еще и ограничения въезда в исторические части городов, или полный запрет оного. Но до этого в Загребе еще не дошли, слава богу.



9.Есть нижний и верхний город, Каптол и Градец. Последний, - историческое ядро города, довольно компактное и по-настоящему хорошо сохранившееся (ну или качественно поновленное). Витиеватые улочки, старые здания, брусчатка... это все здесь. Как и церковь святого Марка, визитная карточка города, точнее ее зачотная крыша)). Наверняка вы видели ее на проспектах и в буклетах, - на ней выложены черепицей гербы города и страны.



10.Ремесленных мастерских конечно не так много как в Белграде (и вообще в Сербии), но все равно, присутствуют. И, безусловно, добавляют колорита. Хотя, конечно же, в современном городе они уже смотрятся несколько архаично, увы. Хотя вспоминается Китай, где те же мастерские могут быть вполне модерновыми и идти в ногу с окружающей эпохой. Ну ладно, не будем о Китае... в суе.



11.Магазины свежей выпечки - в большом числе. Все дешево, выбор хороший, но все же, все же... после Сербии ни в какое сравнение. И до европейских тоже не дотянуть. И это странно.



12.Зато стрит-арт, в полный рост...



13.



14.Да и разной фактурой-деталями город ни разу не обделен.



15.



16.Достаточно много скульптуры и памятников, но часто каких-то уменьшенных размеров. Забавно..



17.Хитрая улица, ведущая из верхнего города вниз, к нижнему... можно пройти несколько раз мимо, но так ее и не заметить. Неподалеку местный ВУЗ (учебных заведений в старом городе много), так что студентосы снуют туда-сюда, стайками, атмосфера в этом месте вполне себе творческо-богемная.



18.Трамвай - главный общественный транспорт города. Представлены минимум 4-мя поколениями)), в том числе и вот этим, знакомым нам до боли)). Но современные потихоньку вытесняют старый парк. Они, правда, уже больше напоминают космолеты... уж больно современны и футуристично выглядят.



19.Граффити строго локализованы. Гуляя по городу их можно найти только в некоторых анклавах. Зато, какие они.. ммм. Чего стоит одна километровая бетонная стена вдоль жд-линий (по улице, соединяющей авто и жд-вокзалы).



20.Сотни работ...



21.Зачастую со сложными композиционными решениями (гипс, работа по металлу, пена, использование близрасположенных столбов и домов и т.п.). По-хорошему, нужно отдельный пост про граффити Загреба делать.



22.Эх... времена Тито, где вы? Были и нет. Самый великий югослав в истории, но теперь и не встретить почти упоминаний его эпохи, да и про него самого тоже. Только лишь изредка, что-то резанет глаз до боли знакомым, соцрелистичным)).



23.Вид с возвышенности Градца, вниз.



24.Множество домов до сих пор с черепичными крышами. Красота, да и только.



25.Как и в любой приличной столице, в Загребе есть специализированные туристические автобусные маршруты и остановки оных. На них курсируют двухэтажные удобные басы. Офисы туристической информации на всех вокзалах и главных площадях, с бесплатными картами, само собой тоже есть.

Кстати, есть и удобный 3-х дневный билет, позволяющий ездить бесплатно на всех видах общественного транспорта (включая и канатку на близлежащую гору) и ходить в несколько десятков музеев. Стоит дорого, но учитывая стоимость проезда только в одних трамваях (40 рЭ), если планируете быть в городе 2-3 дня и плотно его осматривать, то стоит покупать, однозначно. Продается в тех же туристических офисах.



26.Местная какая-то особенность, - "дамы с собачками". Собачки правда такие... ни фига не пекинессы. Ночью в подворотне, можно и оконфузиться.



27.По городу очень удобно передвигаться на велосипедах, это надо признать. Машины не гоняют, к пешеходам и велосипедистам отношение вежливейшее, везде приоритет за ними, к тому же много просто полупустых улиц, парков и прочих городских пространств.



28.Соответственно, не удивительно когда местные жители на работу или в магазин едут на велосипеде. Это норма.



29.Рынок Долац прямо в центре города. На историческом торжище и находится, надо полагать. Прямо между главной площадью и собором, посредине. Или, если по-другому немного смотреть, то между Градцем и Каптолом. Все очень дешево (действительно дешево!), не смотря на свое положение. Видно что без посредников люди из соседних деревень и поселков приезжают и продают плоды своих трудов. Кило яблок 20-25 рублей, винограда 40-50 и т.д.



30.И тут же по соседству дорогие магазины, антикварка и бутики... центр все-таки. И ничего, уживается одно с другим. Более того, уже и не может жить друг без друга. Ведь многие люди сюда не приезжают работать как в какой-нибудь американский Даунтаун, нет, они здесь просто живут)). Соответственно и магазины-рынки им тоже вроде как нужны.



31.Как и везде по городам бывшей Югославии, уличная еда сейчас в фаворе. Пиццерии, донеры и т.п. Питается этим в первую очередь конечно молодежь, но и не только. Назвать местный фаст-фуд вкусным рука не поворачивается. Это вам не Дамаск или Бейрут... На побережье все намного лучше, но там та же пицца это уже шедевр, благо что та же Истрия это почти Италия.



32.А вот и футуристичные трамваи. Ходят с точностью до минуты, по расписанию. По сути выполняют они роль метро, коего здесь нет (идут разговоры о "легком" метро, но все без толку уж много лет).



33.Если в Сербии кириллица, то у ее западных братьев, хорватов, латиница... так уж повелось. Но устный язык один. Все друг друга понимают. Так что никаких проблем. В том числе и нам понимать их. Все-таки Южные Славяне. Хотя иногда попадаешь в просак...



34.Одно из самых волнительных откровений все поездки по Балканам, - наличие в Загребе огромного числа бабушек роющихся в помойках. Прямо-таки феномен, не вяжущийся с обликом города совершенно. Видимо все-таки проблемы социального расслоения и общей бедности присутствуют и довольно остро (цены в Хорватии высокие, а зарплаты-пособия и пенсии оставляют желать лучшего).

Бабушки все приличного вида, но их легко идентифицировать по пакетам в руках и иногда по палочкам (чтобы не шерудить в помойках руками). Мне это вообще напомнило времена молодости, когда гостил в Финляндии у знакомых. Они меня подвели к окну, показали каких-то импозантных мужичков, в очечках и с бородками клинышком, сидящих на лавочке в аллейке... подвели и сказали, "а вот это наши, алкоголики и, поверь, когда мимо них проходишь, от них еще  и одеколоном пахнет".



35.



36.Но не бабушками едиными.. город впечатлил также своими многочисленными кафе. Их тут без преувеличения тысячи, поверьте. Культура посиделок за уличными столиками попивая утренний кофей и читая свежую газетку... этого у настоящего загребца не отнять.

Кстати, интересно что в Хорватии есть такое понятие как пургер, то есть житель Загреба не в первом поколении, исконный, так сказать, столичный обитатель. По аналогии с бюргером.



37.Небольшой фуникулер ведущий со стороны Илицы в Градец. Для приезжих это больше конечно атракцион, поскольку расстояние он преодолевает смешное, да и ждать заполнение вагончика приходится, но для местных очень даже транспорт. Для них даже специальные месячные проездные имеются)). Преобладают правда бабушки, да дедушки, по понятным причинам, - вверх-вниз на их Градец не намотаешься пешком.



38.Велосипедные дорожки не сказать что прям на каждом углу, но имеются. Да и светофоры со специализированными секциями тоже есть.



39.Полицейская машина SMART.. я не уверен что у нас бы каждый сотрудник полиции согласился бы в такую вот "служебную" машину сесть...)). Хотя чистый функционал, - компактная, везде можно поставить на парковку, экономичная.



40.Интересная особенность Илицы состоит в том что машину припарковать обычным способом на ней нельзя), из-за проложенных по ее краям трамвайных путей. Поэтому машины ставят на вынужденную стоянку на 3-5 минут, даже если нужно просто высадить пассажира, прямо посреди дороги... смотрится классно. И очень необычно.



фото, Европа

Previous post Next post
Up