4-я биеннале оказалась самой унылой из всех, что подтверждает почти полное отсутствие зрителей.
Безусловным победителем объявляется Cisterna Бродского.
Это инсталляция в бывшем коллекторе для сбора воды, которую совершенно бесполезно описывать - только видеть. Там важно все: помещение, организация пространства, свет, фактура, путь к объекту. Путь, как и положено, сокровенен, долог и извилист. Но оно того стоило.
Картинки не передают ничего. Внутри очень темно, так как нет окон и вообще это глубоко под землей, примерно минус третий этаж. Внутреннее пространство организовано как храм, на стенах - лайт-боксы с занавесочками. Они колышутся неведомым ветром. Пусто, просто, аскетично, гармонично и символично. Все, как и положено Бродскому.
Снято с хоров, куда пришлось забираться по
такой лестнице
В число призеров попал "Реликварий".
Это очень профессиональная, выверенная до миллиметра, почти стерильная выставка лучших архитектурно-художественных сил под кураторством Аввакумова. Вдохновителем и организатором выступила компания, продвигающая мозаичное искусство в массы. Качество работы и материалов выше всех похвал, тем более что непосредственными исполнителями выступили профессиональные мозаичисты.
"Гроб Малевича" (Синие носы) такой аккуратный и правильный, что украсит любое место: виллу, магазин, музей, мавзолей.
Ничем не уступает ему "Бродский. Кенотаф" Аввакумова. Это гигантская рукодельная урна на фоне стеллажа, книжки в котором имитируют великолепные образцы керамической продукции.
Вот это почему-то назывется "Число Пи" (Арт-Бля), но штука и впрямь завораживающая, почти как "Рыба" Бранкузи.
Всего девять объектов, один другого приятнее. Вот что получается, когда ремеслом и материалом поверяют гармонию. Получается прекрасный дизайн.
Третий призер - венеры с выставки "Нужное искусство" в парке Горького. Объектов там немного, и действительно нужным оказался ровно один - "Перерождение Венеры" (МишМаш). Вылепленных из мыла венер на самом деле две. Одна установлена в мужском туалете, другая - в женском. Посетителям предлагается воспользоваться венерами в гигиенических целях.
Изначально одинаковые мужская и женская версии переродились по-разному.
Зримо, бесхитростно, тактильно, эффектно и нежно. В отличие от большинства других объектов биеннале, где не понять ни что это, ни зачем.
Так выглядит одна из комнат проекта Деготь "Аудитория Москва". Что-то там такое меленькое на стенах
А так основной проект в ЦУМе, скрашиваемый корпулентной фигурой охранника
Блестящие собачки оттуда же
Какая-то вращающаяся фигня на основном проекте в Артплее
Тараканцы, выбегающие из-под каретки печатной машинки
Диск, продуцирующий бессмысленные текты
Ну и все в таком же роде. "Переписывание миров" оказалось очень технологичным, политкорректным и страшно скучным.