Sep 15, 2014 03:00
Как это ни странно, но на выставках, на которых довелось принять участие моим питомцам, - не было случая, что бы меня не спросили, - "А разве богомолы это животные?". У людей, не укладывалось в сознании, что насекомые, к одному из отрядов которых, относятся богомолы,тоже животные. Так они не похожи на всех остальных существ. И всё же, это действительно так. Насекомые, это тоже животные.
Богомолы, привлекали внимание Человека уже многие тысячи лет. И об этом есть свидетельства археологов. В древнем Египте их обожествляли, в дохристианской Европе, приписывали им магические свойства. С ними связана масса суеверий и народных примет. Многое, из этого фольклёра, собрал французский писатель, Роже Кайуа (они описаны в его обширной статье, - «Богомол»). Он пишет, что, - « Вообще, на значительной части Африканского континента можно заметить остатки своего рода религии или даже цивилизации богомола, которая особенно хорошо сохранилась у бушменов и характеризуется культом этого насекомого, отождествляемого с Богом-творцом и особо почитаемого, как демон охоты».
Такое отношение к богомолам несправедливо. Мне, как биологу, не известны примеры хоть какого-нибудь намёка на их "демоническое" поведение. Хотя и наблюдаю за этими существами седьмой год. Наоборот, они привлекли меня, своей необычной способностью, среди прочих членистоногих, к весьма миролюбивому отношению. По крайней мере, к тем существам, которые не являются объектом их охоты. К тем, которые не пытаются на них напасть или лишить их свободы. Есть множество примеров, миролюбия богомолов и по отношению к себе подобным. При разведении различных мантисс (другое их название), мне пришлось столкнуться с двумя основными типами социального поведения. Часть видов богомолов, относящихся к семейству Обыкновенных (Mantidae), действительно, агрессивны по отношению к особям своего вида, - они индивидуалисты и не терпят никакой конкуренции со стороны своих собратьев. Но есть множество видов, которые сосуществуют довольно мирно друг с другом. К таковым относятся, почти все Эмпузиды и виды из некоторых других семейств.
Другой вопрос, который мне так же часто задавали люди всех возрастов, касающийся богомолов, - "А они, не кусаются?". Этот вопрос относится к разряду тех, на которые, что бы вы ни ответили, - "да" или "нет",- ответ будет всё-равно неверным. Поскольку, сама постановка вопроса подразумевает, как само собой разумеещееся, возможность у животного злого умысла. У животных, такового нет и быть не может. Животные в природе или питаются, - охотятся на других животных, что бы добыть пропитание, иногда даже на себе подобных (каннибализм). Или защищаются, когда им угрожает что-либо. Или защищают своё потомство, или свою территорию. Т.е., просто так, вас не укусят. Есть правда живность, которая может укусить если её сильно напугать, но богомол так не поступает. У него другая манера поведения.
Ещё только скажу о самой защите, о её характере. Защищаться, насекомые, могут очень по-разному. Настоятельно советую, найти и прочитать книгу выдающегося популяризатора науки XIX века, профессора Мариковского, - «Насекомые защищаются», там про способы и методы защиты насекомых написано очень интересно и подробно. Я же, только чуть-чуть коснусь этой темы, в той её части, которая связана с поведением богомолов. Дело в том, что вовсе не обязательно, для того что бы спастись от хищника, - жалить, кусать и царапать своего оппонента. Есть мирные, совсем не травматичные, способы защиты. Среди них наиболее часто встречаются, бегство и маскировка. Несмотря на то что богомол сам хищник, у него в природе множество естественных врагов, - земноводные, птицы, насекомоядные млекопитающие и т.п.. Богомолы не слишком быстро бегают, но они могут спастись, просто падая в густую траву или кустарник, там, где их трудно найти. Особенно высокого уровня мастерства богомолы достигли в умении маскироваться. Некоторые виды способны копировать не только окраску растений, на которых живут, но подражают органам растений и самой формой своего тела. Есть виды подражающие листьям, веткам, стеблям и даже цветам. Лчинки богомолов, могут подражать внешностью и поведением, другим насекомым. Например, муравьям. Но есть и ещё способы, более редкие и необычные. В их основе, психическая атака, целью которой является, - напугать своего оппонента, ещё до того как он нападёт и приступит к трапезе. Заставить переменить свои агрессивные намерения на прогрессивные, направленные на худой мир, который всё-таки лучше хорошей войны. К этим способам защиты относятся: во-первых, - подражание опасным или ядовитым и не вкусным видам животных, - мимикрия. А, во-вторых, - целый ряд таких необычных приёмов, как внезапное появление ярких пятен или кажущееся, быстрое увеличение в размерах. Именно один из этих способов прославил богомола среди людей. Это так называемая «поза угрозы».
Не так уж много есть насекомых, столь изобретательных и ловких в охоте, как богомол. Прекрасная маскировка, засада и молниеносная атака. Эти качества, дополненные особой стратегией, позволяют хищнику-богомолу побеждать значительно более сильных и опасных существ, чем он сам. Не удивительно, что у человеческих племён и народов, в жизни которых охота играла значительную роль, естественные охотники-богомолы имели такую популярность и пользовались таким большим уважением.
Мы люди, всему даём имена. Нам так удобнее и спокойнее. То, что уже имеет название, нас не так пугает, поскольку, уже не кажется нам, неизвестным. Часто, основой для названия служит вовсе не глубокое знание свойств объекта, а поверхностные наблюдения, или ассоциации. Так, получили своё первое имя, многие существа обитающие рядом с людьми. Так, получил своё имя и богомол.
Латинское название этого насекомого, - МАНТИС, восходит к далёким временам, за две три тысячи лет до н. э.. Тогда, в Древней Греции, он и получил это имя, - «мантеас», что значит «жрец» (=пророчица). Вероятно, крылья богомола, облегающие тело как мантия жреца, навели на мысль о таком названии. Позднее, уже в новые времена нашей эры, во многих странах богомол получил своё современное имя. Хотя, звучало оно по-разному на различных языках племён и народов, но означало почти всегда одно, - БОГОМОЛ, МОНАХ, МОНАШКА.
Вот несколько примеров:
Английский: Мантид (mantid)
Французский: Мантэ (mante)
Итальянский: Мантидэ (mantide)
Латынь: Мантис (mantis)
Арабский: Фарис Набий или посланник пророка
Норвежский: Кнелер (kneler) или преклоняющий колени.
Иврит: Гамаль мелех Шломо, - верблюд мудрого царя Шломо (Соломона).
Вот и ещё один парадокс. Именно то, что позволило мантисам быть хищниками в природе, - его конечности, которые он складывал впереди себя, наподобие просящего или молящегося человека, в глазах людей сделало его не воином, не охотником, а лицом духовным, - монахом.