2.08, четверг Съездил в Майкоп, столицу Адыгеи. Город небольшой, 200 тысяч жителей, поэтому довольно чистый, но в нем есть все, что полагается иметь столице субъекта федерации - театр, филармония, рестораны, три университета. Из необычного - огромный бассейн с проточной водой под открытым небом, самый большой в европе. Наполняется из водохранилища, построенного на чистой горной речке. Адыгов, они же Черкесы, в Адыгее вообще мало, меньше 50% от всего населения, а в Майкопе всего 10%. Местные русские жалуются на наглость и агрессивность этого народца... речь идет о тех "кавказцах", которых много на черноморском побережье. На самом деле на северных склонах Кавказа они никогда и не жили в большом количестве. Как рассказал мне потом таксист, Майкоп - это все таки не "долина яблок" с адыгейского, а "майский окоп" - казачья станица, которую строил его прапрадед при Екатерине II.
В адыгейском институте гуманитарных исследований цивилизованные адыгейцы изучают сами себя и свой язык. Тот же таксист говорил, что во многом это не изучение, а придумывание собственной великой истории, и столь неадекватное "пробуждение национального самомознания" приводит к националистическим заскокам у живущей в аулах молодежи.
Успел я в Майкопе немного - побывал в историческом музее (на фотографии веера с традиционным черкесским шитьем золотом по черному), искупался в бассейне и полистал книжки про адыгов в местном букинистическом.
3.08, пятница Ночью прошел дождь, погода пасмурная, на склонах гор - туман. По плану пятница должна была стать днем отдыха от путешествий, но идея попытаться зайти в облако победила - я опять добрался до горы Монах и залез на нее. Но именно на ней-то облаков не оказалось. Панорама с горы в туманный день - на фотографии
4.08, суббота Как и было запланировано, собрался в Ново-афонский монастырь. Есть как минимум два монастыря с таким названием, один в Абхазии, другой в Адыгее, оба основаны афонскими монахами. У меня создалось впечатление, что жители тех мест - и адыги, и казаки - не очень-то религиозны. Адыги приняли христианство в 6 веке, потом турки принудительно обратили их в ислам, но никакх следов старых церквей или мечетей не видно, зато в музее много всяких амулетов и ритуальных предметов, связанных с поклонением дхуам домашнего очага, которое сохранились чуть ли не до сих пор. В документе об основании монастря сказано, что церковные иерархи обеспокоены полным отсутсвием церквей в той области. В субботу поймать машину было труднее, пока голосовал - прошел пешком почти шесть киллометров в сторону Хаджоха до еще одной местной достопримечательности - Казачьего камня (см. фото). Чуть дальше него остановил красную копейку-инвалидку, ее хозяин довез меня до монастыря за сто рублей. Сетовал на то, что в Хаджохе сейчас нет никакой работы, недавно только начал развиваться туризм. Раньше промышленность была гораздо лучше развита.
Самое интересное в монастыре - подземная церковь в пещере, монахи подолгу жили там в песчанных кельях, при температуре 7 градусов. К сожалению на фотографиях внтренности этой пещеры не видно. Попробовав монастырских блинов, отправился назад в Хаджох с туристическим автобусом. На обратном пути до базы заглянул к озеру на дне известкового карьера (котловина глубиной метров 50) и старым печам для обжига известняка. Из этих печек метные молодые люди сделали некое подобие средневекового замка, в котором устраивают представления со сражениями на мечах. На мой вопрос "Это клуб исторической реконструкции?" один из участников предстоящего представления (на которое я не попал) ответил "это для зарабатывания денег". Обратно вернулся в этот раз на автобусе.