Основное финансовое противоречие современной эпохи

Mar 25, 2009 23:43

Штаты усиленно ищут виновников финансовой катастрофы. Мэдоф выстроил финансовую пирамиду - получи, дружище, лет эдак 150, дабы не повадно было. AIG виновато в собственном крахе, топя вместе с собой всю финансовую систему, - также получи $700 млрд.

Стоп. Как это, как это? Одному 150 лет тюрьмы, а другому - $700 млрд.?! Это что, в качестве наказания? Или здесь был применен принцип, известный по старому советскому анекдоту «Нехай она подавится!». И к чему тогда устраивать весь этот балаган с бонусами? Нет, понятно, что в кризисные периоды потребность в козлах отпущения существенно растет, но все же...

Как бы не маскировали СМИ толерантностью суть произошедшего в финансовом мире, используя термины «мыльные пузыри», «накачать воздухом», но за всеми этими дерривативами, хэшами, индексами и прочей финансовой белибердой, названия и количество которых призваны лишь для оболванивания обывательской массы, стоит лишь одно. В течение последних 20-30 лет банки создали и активно использовали собственный денежный суррогат, ликвидность которого, как выяснилось, ничем не подтверждена.

А куда же, в таком случае, смотрели монетарные власти тех же США? Может быть они как-то боролись с этим явлением, но победа оказалась на стороне всемогущих банков?

Ну, если присуждение нобелевских премий за создание новых денег можно назвать борьбой, то только в духе наказания AIG. Нет, монетарные (и не только монетарные) власти США (и не только США) активно способствовали развитию именно той финансовой системы, которая и привела весь мир к текущей катастрофе.

И тогда вопрос: чем же руководствовались власти, поощряя создание параллельной и ничем не обеспеченной денежной системы, и «наказывая» одного из виновников краха многомиллиардным кредитом?

Именно этот вопрос и является ключевым.

Дело в том, что изменения общественной системы, произошедшие за последние десятилетия, привели к колоссальному росту товарной массы, обслуживать которую должна масса денежная. Ее объем также должен быстро расти и распределяться в обществе. В пределах одного государства - эта проблема - и большая проблема, но существующая финансовая система пока еще (!) имеет возможности для ее решения. А как распределить денежную массу, имеющую статус мировой валюты? Собирать налоги со всего мира? Как определить рост объема товарной продукции и услуг и куда (кому) направить необходимую денежную массу? Как, в конце-концов, объяснить американскому налогоплательщику, что его деньги уплыли в деревню Гадюкино, лишь потому, что там также необходим механизм товарообмена?

Фактически, монетарные власти США спрятали голову в песок, уходя от всех вышеперечисленных вопросов, поощряя банки, новая система которых позволяла обеспечить весь мир «денежным» ресурсом. Не надо искать замену системе налогообложения. Не надо выпускать денежный ресурс в сумасшедших объемах и искать возможность его распределения. Ничего не надо.

И вот - итог. Многие сегодня в недоумении. А куда же исчезли деньги, которых совсем недавно было столь много? Ответ прост. А их и не было. Всё, что нас окружало, базировалось на денежном суррогате. А государства, в страхе от бушующего вокруг «денежного» океана, практически прекратили денежные эмиссии, возможно, ограничив их объем на уровне каких-нибудь 70-х годов, тогда как денежная потребность выросла и за счет роста товарной массы, и за счет инфляционных процессов, за которые так ратуют современные финансисты. Речь, конечно, не идет о наличности, объем которой крохотная капля нашего океана. А сам океан исчез, оставив после себя озеро стабилизационного фонда, лужицы национальных валют, большая часть которых перетекла в параллельную денежную систему, и исчезла вместе с ней, а также капля наличности. И сегодня весь мир стоит перед проблемой как наполнить океан, и при этом не навредить собственной национальной валюте?...

В мире возникла новая финансовая дилемма, новое противоречие: как обеспечить распределение денежного ресурса, если он - ресурс? Как можно одной рукой раздавать деньги, собирая налоги, другой?

А в текущей ситуации, до тех пор, пока денежная масса не восстановит свой status qwo по отношению к товарной, будет преобладать тенденция снижения товарной массы, пока уже она не восстановит требуемый паритет. Со всеми вытекающими...

Мир изменился. Сегодня он подошел к той черте, пересекая которую, мы можем, оглянувшись назад, печально помахать рукой: Прощай эпоха Карла Маркса. Прощай капитализм. Мы будем вечно хранить вас в своей памяти.

Экономика, Рефориы, Финансы

Previous post Next post
Up