И вновь о сути капитализма

Jul 19, 2012 16:56



Многие распространенные суждения о сути капитализма являются «чрезмерными», а потому - ошибочными. Так сущностью капитализма порою называют торговлю, иногда уточняя - торговлю рабочей силой. Это - неверно, поскольку торговля всегда существовала в человеческом обществе, а продажа (покупка) рабочей силы является нижней ступенью данного процесса, на которой и базируется вся торговая система. Более того, торговля как система - это система распределения благ в обществе, и другого аналога ей у нас нет даже в зародыше.

Другим распространенным мнением является утверждение, что сутью капитализма являются товарные отношения. В принципе, это утверждение во многом перекликается с предыдущим, частично захватывая при этом и сферу производства товаров. Стоит ли говорить, что это утверждение еще более «чрезмерное», чем предыдущее? Товарные отношения существовали всегда в человеческом обществе. Сразу оговорюсь, что «всегда» подразумевает именно общественные отношения, каковые имели место в первобытнообщинном человечестве лишь в самом зародыше, а потому - частично исключая данный период развития человечества.

И, наконец, третьим распространенным и не корректным утверждением является «суть капитализма - присвоение труда наемных работников и, как итог, социальное неравенство».

В чем же заключена некорректность данного утверждения?

Дело в том, что, во-первых, акцент на «присвоении труда» дает заведомо неверное направление стратегии выхода из этого положения. Можно сказать, что «кто-то присваивает себе чужой труд», а можно, что «кто-то платит своим трудом за получение каких-либо благ». Мы платим за все. С момента рождения мы платим за удовлетворение своих потребностей за каждый элемент своего бытия - собственно, за жизнь и питание, за дошкольное воспитание, за учебу в школе…. Дальше - больше. Создав семью, мы каждый день платим за ее существование и развитие. Приобретя, скажем, машину, мы ежедневно оплачиваем эксплуатационные расходы. Наше пребывание в обществе также не бесплатно - мы с таким же постоянством оплачиваем и наше пребывание в оном, что является сутью налоговых выплат. И то же самое происходит и с фактором трудоустройства. Мы платим за него, передавая часть нашего труда работодателю с тем, чтобы его предприятие могло бы существовать, принося и нам и ему определенные блага и удовлетворение. Фактически, мы берем на себя часть «эксплуатационных» расходов предприятия. Каждый - свою часть.

И совсем другое дело, что существуют откровенно бессовестные индивиды (и не только капиталисты!!!), которые варварски вымогают с окружающих всё, что им вздумается! С этим явлением можно и нужно бороться. В этом и заключена суть построения социально справедливого общества. Но в общем случае «присвоение чужого труда» есть плата за возможность получать хотя бы что-то за свой труд. И это - факт.

А, во-вторых, в природе не существует «социального равенства»! Куда бы вы ни посмотрели - всюду неравенство. Волки грызут зайцев, среди рабочих пчел вертятся трутни, а в любой собачьей стае имеется вожак, получающий приоритет при «распределении благ». Т.е. социальное равенство не есть заложенный природой фактор, и для того, чтобы иметь хоть какую-то возможность, даже не его (равенства) получения, но снижения собственно неравенства, нужно приложить очень существенные усилия. Преодоление природного естества крайне дорогое удовольствие. И не просто «кому-то-там-приложить», а всем сразу и надолго. Социальное равенство - не манна небесная - с неба не упадет, здесь-то как раз и необходимо получение того уровня производительных сил, о которых писали основоположники марксизма. Т.е. прикладывать усилия нужно сразу и в больших количествах, а снижение степени социального неравенства откладывается до достижения соответствующего уровня производительных сил…. Вот такая несправедливость!

Возвращаясь к вопросу о сути капитализма. Суть капитализма - получение прибыли. И для достижения оной капитализм с удовольствием использует и производительные силы, и систему распределения благ - торговлю, и вообще, всё, что подвернется под руку. Именно поэтому капитализм - не формация, поскольку он может существовать в любой формации, при любых производительных силах, и при любых общественных отношениях. Например, можно сказать, что феодал, эксплуатирующий своих батраков с целью наращивания своих богатств, также является капиталистом, не смотря ни на что. Или, скажем, игрок на форексе, раз за разом увеличивающий свои активы - также чистейшей воды капиталист.

Т.е. любой человек в любое время и в любой ситуации может выступать в качестве капиталиста, если он целенаправленно использует имеющиеся материальные средства ради их увеличения. И стоит лишь отметить, что крайние формы сего занятия, приближающиеся к мародерству или чему-то подобному, есть лишь крайняя форма, более характеризующая конкретного участника, чем саму систему.

В качестве примера.

Поставим двух человек на «чашечки весов». На одну - Стива Джобса, а на другую - Билла Гейтса. И тот, и другой привнесли в нашу бытовую часть жизни столь огромнейшие изменения. Причем, вклад Билла - на мой взгляд - куда весомее. И тот, и другой не гнушались общества (в определенной степени). И тот, и другой написали несколько книг, передавая свой жизненный опыт. Но при этом, огромное количество людей, причастных к ИТ, всю жизнь плюются в сторону Гейтса, и просто обожают Стива Джобса… ? Ларчик открывается просто. И Билл, и Стив - талантливейшие, крайне увлеченные своей работой люди. Но Стив - «чистый» производитель, а Билл - всю свою жизнь потратил на увеличение собственного капитала - любыми способами, любыми приемами. Народная любовь не обошла этот момент стороной.

Любой капиталист может быть как увлеченным своим делом человеком, а может - наращивать капитал, не гнушаясь никакими средствами, никакими «извращениями»…. При этом не стоит забывать и о банальной человеческой глупости, каковая заставляет отправлять неисправные пароходы в штормовую погоду. Жадность и глупость - верные признаки крайней формы - асоциального капитализма.

И самое важное. Главным капиталистом в современном мире выступает государство (и наше в первых рядах с мародерской направленностью). Именно его неудержимая страсть к стяжательству - налогов, акцизов, пошлин, штрафов ведет к производственной стагнации, а как итог - к стагнации общественной. И именно на этой почве растет коррупция. И главный вывод из этого - не надо бороться с людьми (хотя, крайние формы необходимо пресекать), надо бороться с властью, каковая и есть стержень существующего неравенства и социальной несправедливости.

капитализм, общество, социально справедливое общество, формация

Previous post Next post
Up