Николай Васильевич. Перезагрузка. Часть 1.

Jun 30, 2021 23:44

Медленно, в месяц по чайной ложке, но упорно с начала года перечитываю Гоголя.
Зря, конечно, не писала тут по мере прочтения, потому что впечатления размываются и пыл улетучивается. Но лучше поздно, чем никогда.

Если вкратце, то вот.

"Тарас Бульба" в школьной программе - это ппц... Ну во-первых, просто потому, что автор явно замахнулся на авторский эпос, и отсюда все условности вроде "одним махом восьмерых убивахом", и очень примитивно очерченные чувства, характеры. В эпосе и не должно быть тонкостей. Трёх красок для характера - уже за глаза. А для описания характера события вообще одной хватит. Автор условия жанра выдержал. Но как это понять школьникам, которые про эпос знают полтора необязательных абзаца? А во-вторых, вы уж извините, но голимый антисемитизм и "войну за Русь-матушку" аки поход с грабительскими намерениями ну не спрячешь никак. В рамках эпоса ещё и не такое может быть, но в школе это воспринимается как историческая повесть.Вот и получается: либо школьник должен проглотить всё это и принять за чистую монету, что вот такие они и есть - патриотизм, отвага, воинская доблесть, боевое братство и настоящее мужество... Ну или просто пропустить всё мимо себя. Сама из школьного курса помню только одну мысль после чтения "Тараса Бульбы": "Андрия жалко".

Зато неожиданно хороши "Вечера". И уж совсем внезапно прекрасен "Вий", в котором, оказывается, всей "жути" на пару-тройку страничек, а остальное - такое шикарное бытописательство, так ярко описанная жизнь бурсы, села, такой юмор, что прямо - ух! - душа радуется.

Петербургские повести очень сильные. И среди них - невозможно страшная "Шинель", из которой, да, все потом вышли. Но, кажется, такой сдирающей кожу пронзительности, такой беспощадности в рисовании маленького человека мало кто достиг... Прямо вот не спрятаться никуда от этого кромешного ужаса.

А потом - недописанный "Рим", никогда ранее мною не читанный... Вот что я хотела бы дать почитать своим итальянцам! - интересно, как им вИдение Гоголя. Мне кажется, должно понравиться.

Драматургия... Ну в общем, её лучше смотреть на сцене. Но "Ревизор" по проблематике, конечно, вечный. "Что́ за скверный город: только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор, чорт их знает откудова и нанесут всякой дряни!"

Добралась, наконец, до "Мёртвых душ". В школе, помнится, это было одно из немногих классических произведений, на которых я скучала и недоумевала.
Ну посмотрим. Пока, честно, скучновато. Сейчас Чичиков едва покинул Манилова. И я опять, как в школе, ничего не поняла: так что в нём такого ужасного-то? Живёт 8 лет с супругой не просто в мире и согласии, а в любви. Дети под присмотром и неплохо обучаются (заметим, их не готовили специально к обеду с гостем, просто учитель их действительно учит). Обед - приличный.
Хозяйство идёт само по себе? Ну так идёт, тем не менее, они не разоряются, на мужиков лишнего не накладывают. Ключница ворует, дворня жирует? Ну - "живи и жить давай другим". Мечтает о несбыточных мостах над прудом? И что? Кому от этого плохо?
Нет, убейте меня, а Манилов - симпатичнейшмй герой, а вовсе не персонаж паноптикума.

Ну посмотрим, как дальше пойдёт.

дневник читателя-зрителя-слушателя 21

Previous post Next post
Up