А вот кому ещё красивую базу под желание ничегонеделать? Меня вдохновило :)

Oct 27, 2014 18:42

Оригинал взят у yuggoth_fungus в Autopilot: the art&science of doing nothing
Раз уж я так и не смог победить в себе лень, я решил, по крайней мере, подвести под нее ту или иную идеологическую базу, с каковой целью я и обратился к книге Anrew Smart “Autopilot: the art&science of doing nothing”.

Книга эта направлена против культуры перманентной занятости, которая имеет место в США, да и далеко не только в них. В рамках этой культуры праздное ничегонеделание рассматривается как нечто предосудительное; предполагается, что в чем большей степени человек способен заполнить свое рабочее и нерабочее время разнообразными целенаправленными упорядоченными активностями, тем лучше.

Подобные ценностные установки приводят, в частности, к тому, что технологии, которые повышают нашу продуктивность и, казалось бы, должны тем самым оставлять больше свободного времени, на практике приводят к противоположному результату - чем продуктивнее мы становимся, тем больше требований к нам предъявляется. Например, благодаря мобильным устройствам человек становится доступен круглосуточно, и от него уже по умолчанию ожидается, что он и в нерабочее время будет оперативно отвечать на рабочие email'ы. Методики вроде Getting Things Done (GTD) призваны помочь человеку распределить свое время между все возрастающим числом дел, которые уже не удержать в голове и поэтому необходимо вести их учет на внешних носителях (например, с помощью тех же мобильных устройств) и следовать зафиксированному на них плану, игнорируя и подавляя внутренние импульсы, - хотя, возможно, человеку было бы разумнее вовсе не брать на себя такое количество дел.

Родители, разделяющие подобные ценности, стремятся заполнить жизнь своих детей насколько возможно различными развивающими занятиями, которые, как предполагается, дадут им возможность достичь большего в будущем. В результате у детей, лишаемых свободного времени, все чаще встречается тревожность, депрессия, а также и ожирение. Депрессия и тревожность хорошо коррелируют с чувством отсутствия контроля над собственной жизнью; современные молодые люди, согласно одному исследованию, в значительно большей степени чувствуют, что их жизнь контролируется внешними силами, чем их сверстники в 60-х годах прошлого века. Вместе с тем психологические тесты, оценивающие креативность мышления, показывают ее снижение у детей начиная с 1990 года.

На самом деле, периодическое пребывание в состоянии расслабленного ничегонеделания может быть необходимым для нормальной работы человеческого мозга. В частности, в головном мозгу существуют скопления нервных клеток, активность которых в этом состоянии, как ни странно, увеличивается, тогда как в состоянии целенаправленной деятельности они “засыпают” (“default-mode network”). Те части мозга, которые активизируются, когда человек не занят, отвечают за самосознание, память, нахождение новых ассоциаций между различными понятиями. Неудивительно, что постоянное подавление их активности в рамках культуры перманентной занятости наносит ущерб креативности мышления, и не только ей.

Головной мозг является сложнейшей нелинейной самоорганизующейся системой со своей собственной внутренней динамикой, и, как показывает практика, попытки подавить внутреннюю динамику такого рода систем, стихийные колебания внутри них, полностью подчинить их навязанному извне распорядку с целью улучшить “продуктивность” с точки зрения тех или иных внешних показателей обычно не приводят ни к чему хорошему. Система теряет способность к поддержанию равновесия и перестает нормально функционировать. Автор приводит пример концепции “научного лесоводства”, разработанной в Германии в XVIII веке, согласно которой пытались заменить стихийно растущий лес регулярными посадками монокультур наиболее полезных с точки зрения лесоводов деревьев. В результате реализации этой концепции после короткого периода роста добычи интересующих видов древесины лес неожиданно начинал умирать, поскольку была разрушена естественная самоорганизующаяся экосистема.

Подобные системы могут даже нуждаться в определенном беспорядке, внешнем и внутреннем, для своей нормальной работы. Автор приводит в подтверждение исследования воздействия умеренного уровня шума на детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания - оказалось, что такой шум помогает им, а не мешает. Более того, умеренный уровень шума позволяет и людям, не страдающим никакими расстройствами, получить повышенные показатели в тестах, оценивающих креативное мышление. Предположительно это может быть связано с явлением стохастического резонанса, при котором сигнал, сам по себе слишком слабый, чтобы преодолеть порог чувствительности, складываясь с шумом, может преодолеть этот порог. Нейроны головного мозга можно рассматривать как нелинейные устройства с определенным порогом чувствительности. Шум может позволить им обнаружить слабые сигналы, которые обычно игнорируются (а значит, новые ассоциации, новые идеи).

В заключение автор делает несколько наивное, на мой взгляд, предположение, что лучшим путем к позитивным изменениям в сложившейся системе, отвечающей интересам тех, кто эксплуатирует труд людей, которых побуждают работать как можно больше, может быть нарастающий отказ от добровольного следования ее ценностям, массовое стремление работать меньше и уклонение от чрезмерной занятости.

интересные ссылки

Previous post Next post
Up