ВИТТОРЕ КАРПАЧЧО. ЧАСТЬ ВТОРАЯ И ПОСЛЕДНЯЯ

Mar 15, 2010 11:30


КАТАЛОГ


Альбом: Картинки
«Св.Иероним и лев». 1502. Холст, масло. Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони, Венеция.

Еще один цикл, еще одна серия картин Карпаччо посвящена истории св.Иеронима. Св.Иероним у Карпаччо - мудрый, проницательный старец. Он изображается художником в покаянии, в страстной аскетичной молитве. На горизонте виднеются приметы венецианских пригородов. Рассказ обрастает иногда совершенно новеллистическими деталями. Например, одна из картин, изображающая неожиданное появление св.Иеронима в монастыре. До св.Иеронима - старца, уважаемого во всем христианском мире, подвижника и ученого, дошли известия о том, что в близлежащем монастыре монахи ведут недопустимо вольный образ жизни. И он со своим неразлучным львом отправился в монастырь вразумить монахов. Лев ходил за ним как котенок, с тех пор как святой вытащил колючку из его лапы, и лев привязался к нему.

Лев - один из атрибутов св.Иеронима, и на знаменитой гравюре Дюрера он фигурирует тоже как большая зажмурившаяся кошка. Карпаччо изображает монастырский дворик, уютный садик с деревцами, с какими-то кустарниками, полосками растительности, нечто вроде огорода, или лечебного садика. По сторонам справа и слева, и в глубине - кельи. Для святого лев - его домашний зверек, а монахи, завидев это огромное чудовище, идущее рядом с Иеронимом, буквально улепетывают, чуть не задрав полы развевающихся ряс. А в глубине на свой балкон выходит настоятель посмотреть, что за шум в монастырском патио. Святой Иероним идет нахохлившись, как будто внутренне репетируя ту гневную речь, которую он сейчас произнесет перед монахами.


Альбом: Картинки
«Смерть св.Иеронима». 1502. Холст, масло. Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони, Венеция.

«Смерть св.Иеронима», где появляется условно изображенная пальма. Карпаччо интересно написать и это, сравнительно экзотическое для Италии, растение. На сей раз художник изображает в глубине не виды Венеции, а какие-то полузапущенные подсобные постройки.
К этой же серии относится и знаменитая картина «Видение св.Августина». Ее долгое время принимали за изображение св.Иеронима в келье, в некоторых старых источниках вы можете встретить такую атрибуцию. Но это неверно. Потому что физиономически, иконографически этот мужчина отличается от изображения св.Иеронима на других полотнах Карпаччо. В других картинах серии наружность святого идентична и совершенно непохожа на это лицо. Здесь другое - св.Августин, современник св.Иеронима, и ему было видение ангела, который сообщил Августину о блаженной кончине св.Иеронима. Св.Августин как отец церкви, как церковный писатель, как философ христианства не уступает св.Иерониму, основы религиозного учения закладывались и тем, и другим.


Альбом: Картинки
«Видение св.Авгучстина». 1502. Холст, масло. Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони, Венеция.

Интересно, что Карпаччо в этой работе не изображает само явление ангела. Августин отрывает взгляд от рукописей, с которыми он работает, и смотрит в окно, откуда идет свет и, видимо, за окном, в этом свете, ему является небесный вестник. Впрочем, и здесь, в освещении, в ярком свете, проникающем через окна, нет ничего мистического, как будто бы светлый полдень. О том, что это именно св.Августин, а не св.Иероним, свидетельствует и епископская митра, которая стоит на алтаре, - митра полагается епископу, св.Августин был епископом, а св.Иероним - кардиналом. Кардиналу полагается красная широкополая шляпа, которую часто изображают рядом с Иеронимом. Правда, во времена исторического Иеронима, кардиналы шляп не носили. Они стали элементом кардинальского одеяния в XIII веке. Здесь присутствует, скорее, некая экстраполяция в прошлое - художники очень часто, чтобы отличить одного от другого, изображали Августина с митрой, а Иеронима со шляпой. Потому что и тот, и другой могут изображаться как писатели, работающие за письменным столом.


Альбом: Картинки
«Видение св.Августина» (Фрагмент). 1502. Холст, масло. Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони, Венеция.

Замечательно зрело, с пространственной и композиционной точек зрения, написан интерьер. Это один из самых совершенных интерьеров в итальянском искусстве XV века. Более целостный, чем все флорентийские интерьеры, более компактный, более обжитой, чем интерьер «Св.Иеронима» работы Антонелло да Мессина. Последний, безусловно, более пространственен, несколько таинственнее, но в то же время как-то отвлечен в своей эмоциональной неопределенности. А у Карпаччо - рабочий кабинет ученого, естествоиспытателя, в котором на полках стоят какие-то химические сосуды, рукописи, домашний алтарь со статуей воскресшего Христа. Здесь и книги, лежащие и стоящие возле возвышения, на котором расположен сам стол, здесь и небесный глобус, здесь даже есть нотная бумага, - масса подробностей, целый натюрморт, даже несколько натюрмортов. Все предметы очень точно, фактурно точно написаны. Детали эти хочется рассматривать одну за другой, как бы считывая их, это ведь тоже, в конце концов, повествовательность - такое пристрастие к деталям. Но о сюжете здесь не приходится говорить - это именно живописный рассказ, рассказ средствами самого изображения, а не литературных мотивов, привнесенных в композицию.


Альбом: Картинки
«Видение св.Августина» (Фрагмент). 1502. Холст, масло. Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони, Венеция.

венецианская живопись, Карпаччо, лекции, италия

Previous post Next post
Up