ЛУКА ЛЕЙДЕНСКИЙ (ЛУКАС ВАН ЛЕЙДЕН) Часть І

Jan 14, 2010 11:01

КАТАЛОГ




На обложке "Лекций" - репродукция гравюры Луки Лейденского "Поклонение волхвов".Эта хорошая (немецкая, наверное)картинка,которая Бог знает откуда у В.К. взялась, висела над его кроватью. Мы ее сдали вместе со всем архивом в Национальный музей.А о Луке Лейденском - большая лекция.Даже странно, что мы ее не опубликовали до сих пор.


Альбом: Лука Лейденский
Лукас ван Лейден| 1494-1533|"Поклонение волхвов"|1513|Гравюра на меди|


Альбом: Королевство Нидерланды. Photos by Zoya

Альбом: Лука Лейденский

Лейден

Говорят, имя выбирает человека. Хуге Якобс назвал сына Лукой,наверное мечтал, чтобы тот был художником,стал членом гильдии св.Луки. Так оно и вышло. Считается, что Лука Лейденский был вундеркиндом, даже оспаривают дату его рождения из-за совершенства его ранних работ. Первым учителем был отец.

Согласно книге Карла ван Мандера, художника и писателя, которого называли «нидерландским Вазари», Лука Лейденский родился в 1494 г., но ныне эта дата подвергается сомнению некоторыми исследователями. Потому что ранние произведения мастера датируются 1508 годом, то есть приходится согласиться, что художнику в это время было шестнадцать лет. Его произведения с самого начала отличает высочайший профессионализм. Поэтому в некоторых изданиях вы можете встретить попытку оспорить дату рождения мастера, приводимую традиционно. Некоторые исследователи предлагают говорить о том, что скорее всего Лука Лейденский родился в конце 80-х гг. XV в., но в любом случае, он чрезвычайно рано развился, прожил недолго, умер в 1533 г.

Он начинает несколькими годами позже Дюрера, но он моложе его и очень рано приобретает известность. Дюрер,который посетил Нидерланды около 1520 года и встречался с Лукой Лейденским, писал о нем тепло, как об известрном художнике.
Его ранние работы первых десятилетий XVI в. можно поставить в ряд с произведениями других художников Высокого Ренессанса. Луку Лейденского чаще называют среди представителей Высокого Возрождения, чем среди представителей той ветви Нидерландского искусства, которая как бы соответствует Высокому Ренессансу в Италии. Но в последние годы жизни он был захвачен течением маньеризма и в графике, и в живописи. В его работах появляется несколько холодноватая виртуозность, а также внешняя декоративность, многословие, увлечение атрибутами, тяга к усложненному аллегоризму, повествовательности.

Нидерландские маньеристы ориентировались на итальянские образцы, но, к сожалению, не всегда на лучшие образцы, - например, не на Рафаэля, а на школу Рафаэля. Маньеристы в Брюсселе, в Антверпене, в Генте учатся на итальянских маньеристах первого поколения, на классике, на примерах Рафаэля, Джорджоне, молодого Микеланджело. А нидерландский вариант, так называемый романизм, безусловно вторичен. И хотя некоторые художники в Нидерландах, такие как Мабузе (Ян Госсарт), приобретают на время европейскую известность, она оказывается недолговечной, и к концу XVI в. их начинают забывать в других странах. Вот такая преамбула к той эволюции, которую, как я сказал, проделал Лука Лейденский. А теперь обратимся к его графическим произведениям.


Альбом: Лука Лейденский
Лукас ван Лейден| 1494-1533 |"Магомет и монах"|1508|Гравюра на меди|

Чрезвычайно тонко гравированный лист 1508 г. «Магомет и монах». Сюжетом для этой гравюры стала средневековая, не мусульманская, а европейская легенда о пророке Магомете. Как вы наверно знаете, магометанам запрещено пить вино. И в духе совершенно европейской средневековой лингвистики существовал рассказ о том, что первоначально Магомет вовсе не чуждался радостей винопития. Он дружил с неким христианским монахом, любил проводить время в беседах с ним, и тот охотно принимал Магомета возле своей хижины в пустыне, где он спасался. И друзья зачастую за кувшином вина проводили целые вечера, а то и ночи напролет в благочестивых беседах и богословских спорах. А Магомет водил к монаху своих спутников, своих учеников, которым смертельно надоедали эти долгие бдения, которые в этой мудрости ничего понять не могли, но должны были сидеть и слушать. Однажды монах с Магометом так увлеклись беседой и вином, что, перепившись, заснули. И спутники Магомета пошли на чудовищное преступление. Они взяли меч (в некоторых вариантах кинжал), убили монаха и окровавленное оружие положили рядом со спящим Магометом. Когда тот проснулся, спутники рассказали ему, как тот, будто бы спьяну, поссорился с монахом, схватил меч, бросился на своего друга и убил его. Магомет ничего не помнил, но поверил ученикам и с тех пор проклял вино, запретив всем своим будущим последователям прикасаться к этому напитку.
У Луки Лейденского в очень сложном ракỳрсе изображен лежащий навзничь по диагонали, откинувшийся назад монах, с раной на шее, и прикорнувший Магомет в несколько фантастическом костюме. А рядом - злодейски подкрадывающийся солдат, вероятно, один из спутников, который подкладывает Магомету меч, а другие злоумышленники сговариваются в глубине. Вся сцена изображена в ландшафте.
Это резцовая гравюра. Долгое время Лука Лейденский работает исключительно в резцовой гравюре на меди. Эта техника всегда будет для него предпочтительной, и только к концу жизни у него будут встречаться параллельно и ксилографии. В этих ранних листах совсем еще молодого мастера поражает великолепное владение штрихом. Штрих у него бесконечно разнообразен. Благодаря такому штрихованию - прерывистому, плавному, четко последовательному - он умеет передавать не только самые разные ощущения объема вообще, но и поразительное разнообразие фактур. Мы чувствуем плотную материю рясы монаха и совершенно иную природу ткани одеяния Магомета. Мы чувствуем шершавость коры на стволах деревьев, растущих на втором плане, и еще более тонкими, прозрачными, хочется сказать, линиями, гравирован ландшафт в глубине. Буквально чуть ли не тающий в дымке. Вы знаете, Дюреру не всегда удавались такие вещи. Пожалуй, по разнообразию штриха, по эффектам живописности, по умению передать световоздушную перспективу Лука Лейденский превосходит Дюрера. У Дюрера больше темперамента, Дюрер безусловно философичнее. Но и у Луки Лейденского есть свои неоспоримые преимущества.


Альбом: Лука Лейденский
Лукас ван Лейден| 1494-1533 |"Давид перед Саулом"|1509|Гравюра на меди|

В следующем 1509 г. Лука создает один из самых известных своих листов «Давид перед Саулом». Мастер выступает здесь как предшественник Рембрандта, который несколько раз обращался к этим образам и в живописи, и в графике. Напомню, что согласно Ветхому Завету при дворе царя Саула прошли юношеские годы Давида, вскорости сменившего его на престоле. Саул, будучи проклят Богом, время от времени впадал в ярость. Его посещали припадки безумного гнева, во время которых он становился совершенно неуправляемым, и только игра Давида на псалтыре (на арфе, лире) могла успокоить этот гнев и привести Саула в чувство. И здесь как раз изображен этот момент: переглядывающиеся придворные в глубине, царь, который приходит в себя. На его несколько искаженном лице еще сохраняются черты безумия, фигура его несколько безвольно оседает на троне. И очень неожиданный образ Давида - совершенно нидерландский крепыш, чуть ли не увалень, с очень явно выраженным национальным началом в облике, скорей крестьянин, чем вдохновенный псалмопевец. Обратим внимание и на то, как Лука активно вводит в свою композицию ренессансную орнаментику, украшая трон рельефами, резьбой.


Альбом: Лука Лейденский
Лукас ван Лейден| 1494-1533 |"Обращение Савла"|1509|Гравюра на меди |

В том же году им награвирован лист «Обращение Савла». Сюжет взят из Деяний апостолов, тот момент, когда гонитель христиан Савл, пораженный небесным огнем, потерял зрение и очнулся уже правоверным христианином Павлом, начинающим апостолом.
Прежде всего хочу обратить ваше внимание на то, что у Луки Лейденского появляется горизонтальный формат. Для ранней гравюры - это не мелочи. Это свидетельство того, что художник уже внутренне освобождается от сопоставления традиционного вертикального формата с книжной страницей. Вертикальный формат гравюр XV в. всегда связан именно со страницей. Могут встречаться горизонтальные форматы, но тогда они ориентированы на виньетки, на заставку, на концовку. А у Луки - гравюра в размер страницы, но уже чисто станковая, даже по формату не годящаяся для книги, не предназначенная для нее, не имеющая никакой связи с книжным листом.
В этой гравюре мы видим еще один вариант столь любимых Лукой композиций, когда важные элементы действия отнесены на второй или даже на задний план. Позднее нидерландские маньеристы, возможно, не без влияния Луки Лейденского, очень часто будут применять такую композиционную завязку, когда главные персонажи до невозможности отодвинуты в глубину, затеряны в толпе так, что нужно долго рыскать глазами, прежде чем их найдешь. Это чисто маньеристическая черта, подчеркивающая затерянность человека в мире, своеобразная дегероизация героя. Передний план всегда героизирует, а перенесение центрального персонажа вглубь неизбежно снижает не только его физическую, но и содержательную масштабность.
Здесь фигура Савла изображена дважды. В сцене, когда он падает с коня и когда уже ослепшего Савла спутники ведут под руки. Оказывается, что его сопровождает целая шумная свита и Луке явно очень интересно изображать и всадников на лошадях и верблюдах, и солдат, и дворян, и поселян, - огромная толпа с весьма натурально, очень живо воспроизведенными жестами, движениями. Лука Лейденский замечательный мастер точного, психологического жеста, движения, верно угаданной мимики, - это будет встречаться и в его живописных работах, и будет постоянно присутствовать в его гравюрах. Каждый жест психологически оправдан, на лицах - целый спектр оттенков переживания.


Альбом: Лука Лейденский
Лукас ван Лейден| 1494-1533 |"Молочница"|1510|Гравюра на меди |Государственный музей|Амстердам

Тем же 1510 г. датирована еще одна очень известная гравюра Луки Лейденского «Молочница» - едва ли не первый пример чисто бытового сюжета в нидерландской графике. В Германии бытовые мотивы в конце XV в. встречаются в гравюрах Шонгауэра, на досках которого будет учиться Дюрер, но у Шонгауэра бытовые сцены, например, его «Отправление крестьян на рынок» и некоторые другие еще как бы выполнены в композиционных схемах сакральных сцен. «Отправление на рынок» точно повторяет традиционную схему композиции «Бегство в Египет». А Лука Лейденский в Нидерландах начинает бытовую тему совершенно без примесей, в виде совершенно жанрового мотива: бычок и телка сопоставляются здесь с крестьянской парой - несколько неуклюжим, по уши влюбленным пастухом, и девицей. Он уставился на нее, не отрывая глаз, а молочница представлена в очень интересном движении - она только что подоила корову и еще не разогнувшись, встает, поднимая тяжелую бадью с молоком. Есть здесь и доля юмора, есть и своеобразная, ненадуманная, какая-то естественная грация молодой девичьей фигуры. Кстати сказать, эта гравюра очень небольших размеров.


Альбом: Лука Лейденский
Лукас ван Лейден| 1494-1533|«Вергилий в корзине»|1512| гравюра на дереве| Национальная Галерея искусства| Вашингтон

В творчестве позднего Луки, как я уже говорил, в 20-е гг. начинает нарастать пышность, витиеватость повествования. Как например в широко известном листе «Вергилий в корзине». Сюжетно эта гравюра связана не с античным, а со средневековым анекдотом о великом античном поэте. Вергилий будто бы был ловеласом и поднимался к окошку любимой в корзине, как это и изображает Лука. А рядом - хохочущие римляне, одетые по последней нидерландской моде начала XVI века. Это, кстати, тоже признак маньеристов - одевать исторических, в данном случае античных и мифологических персонажей не просто в современные одежды, а по последнему крику моды. (В Германии Лукас Кранах будет так поступать в конце жизни). Работы Луки Лейденского конца 20-х - начала 30-х гг. иногда выглядят почти неприятно из-за совершенной холодности. Уходит живое чувство, которое было у него ранее.


Альбом: Лука Лейденский
Альбрехт Дюрер| предположительно Лука Лейденский|гравюра|Музей изящных искусств|Лилль

Вадим Клеваев. Лекции по истории искусства.К. "Факт".2007 с.566-575

Лука ван Лейден, северное Возрождение, лекции, нидерланды

Previous post Next post
Up