КАТАЛОГ
Альбом:
Рафаэль
Альбом:
Рафаэль В 1508 г. Рафаэль стараниями Браманте переезжает в Рим. Станцы Ватикана, которые Рафаэлю надлежало расписывать, представляют собой сравнительно небольшие залы. За ними закрепились следующие названия: «Станца делла Сеньятура» («Зал Подписей»), которую он расписывал первой. Относительно функционального назначения этого зала до сих пор идут споры. Есть сведения о том, что папа подписывал в нем официальные документы, буллы, послания. Здесь к ним прилагалась традиционная свинцовая папская печать. Говорят также, что это название условно, что, возможно, здесь хранилась часть папских коллекций и располагалась библиотека, хотя для библиотеки этот зал не очень удобен. Живопись начинается на стенах достаточно низко, и довольно трудно себе представить, как в этом зале располагались книжные шкафы. Это, пожалуй, единственная из трех Станц, которая удержала за собой название, не связанное с живописью Рафаэля. Потому что следующая по времени «Станца дель Элиодоро» названа так по сюжету одной из фресок Рафаэля - «Изгнание Илиодора из храма». И третья Станца, «Станца дель Инчендио» («Зал Пожара»), названа тоже по одной из фресок Рафаэля - «Пожар в Борго». Пожалуй, это последний зал, над росписью которого Рафаэль работал собственноручно. Остальные будут расписываться его учениками. Как например роспись четвертой Станцы, целиком принадлежащая его школе.
В Ватикане, кроме Станц, Рафаэль будет руководить и росписью Ватиканских Лоджий, галерей второго этажа (одной из застекленных сторон, которой галерея выходит на гору Бельведер), но их тоже расписывали ученики по эскизам и композиционным наброскам Рафаэля на сюжеты, взятые в основном из Ветхого Завета.
В целом, Станцы Ватикана расписывались с 1508 по 1518 год, но Рафаэль принимал непосредственное участие в их росписи в 1508 - 1512 годах. Это случайно, но показательно, что время работы Рафаэля над росписями Станц в точности совпадает со временем работы Микеланджело над Сикстинским потолком, - четыре года.
Станцы Ватикана не очень удобны для росписей, потому что они прорезаны, иногда ассиметрично, окнами, есть в них и камины, не все площади одинаково приспособлены для фресок. И Рафаэль в большинстве случаев выходит из положения, превращая эти затруднительные обстоятельства в дополнительные средства выражения.
"Диспут"Альбом:
Рафаэль
"Афинская школа"Альбом:
art gallary (репродукции)
Альбом:
Рафаэль Парнас
"Торжество права"Альбом:
Рафаэль Первая фреска, которую он написал в «Зале делла Сеньятура»(Stanza della Segnatura), - это «Диспута», или «Диспут о причастии». Иконографически в этом зале в пяти фресках представлены четыре важнейших дисциплины, или отрасли человеческого знания. «Диспут о причастии» - это теология, богословие. Знаменитая фреска «Афинская школа» - это светская философия, естественная философия и природа этики, которые тоже причислялись к кругу философских наук. «Парнас» - это царство поэзии, шире говоря, царство искусства, потому что и музыка тоже представлена на Парнасе, горе искусства. И, наконец, две небольшие, намного меньше по своим размерам и вертикальные по формату фрески, которые намного реже репродуцируются, чем «Афинская школа» или «Диспута». Они расположены по сторонам окна и изображают символы Права и Юриспруденции. Во времена Рафаэля было два типа Права: каноническое, то есть церковное право, и светское. Точнее, церковное право и светское правосудие. Во фреске, символизирующей каноническое, церковное право, изображен папа Юлий II, дарующий свои декретарии.
В «Станца делла Сеньятура» воплощена квинтэссенция гуманизма, прославление достижений человеческой мысли в разных сферах деятельности: творческий гений человека, гений науки и искусства - науки философской, как царицы земных наук, и искусства с фигурами поэтов от Гомера до Данте и, возможно, современника Рафаэля Ариосто.Первой написана фреска «Диспут о причастии».
Альбом:
Рафаэль Рафаэль Санти|(1483-1520)| «Диспут»|1510-1511|фреска|Станца делла Сеньятура|Ватикан|Рим
см. большую картинку
Альбом:
Рафаэль Диспут(Disputa)-Поскольку христианская догматика складывалась в жестокой идеологической и теологической борьбе с многочисленными ересями,DISPUTA, дискуссия,спор, становился практически главной формой межцерковного общения от первых веков христианства до конца средневековья.Две главные темы: спор о лицах Троицы и спор о главном церковном таинстве - о причастии. Также диспут был главной формой обучения в средневековых университетах.У Рафаэля это название несет уже символический смысл.
На фреске изображен, скорее, апофеоз Евхаристии, апофеоз причастия, а не спор о таинстве.
Композиция и, соответственно, как бы и мироздание, разделены у Рафаэля на два яруса: земной и небесный.И на земле, и на небе - христиане,вместе образующие соборное тело церкви.
Программу изображения художник определял не самостоятельно.Лица, которые должны быть неприменно изображены в небесной и земной иерархии определяли теологи, возможно при участии самого папы Юлия ІІ.
Композиция и, соответственно, как бы и мироздание, разделены у Рафаэля на два яруса: земной и небесный.И на земле, и на небе - христиане,вместе образующие соборное тело церкви. Внизу, в четко обозначенном центре, стоит алтарь простой формы с дарохранительницей, которую католики называют мостранца. В ней хранится гостия - лепешечка пресного теста, которую принимают причащающиеся верующие католики. Православные, напомню, причащаются квасным тестом, дрожжевым хлебом и вином, а католики причащаются только гостией. У католиков вином и гостией причащаются только священники.
Альбом:
Рафаэль 1.Бог-отец
2.ИисусХристос
3.Ангелы
4.Мария
5.Иоанн Креститель
13.Святой дух в виде голубя
12.ангелы с четырмя Евангелиями
На полукружьи облаков,слева от Марии и справа
от Иоанна Крестителя восседают 12 фигур.
Слева направо:
6.Св.Петр
7.Праотец Адам
8.Евангелист Иоанн
9.Царь Давид
10.Св. Лаврентий
11.Пророк Иеремия
14.Иуда Маккавей
15.Св.Стефан
16.Моисей
17.Евангелист(?)
18.Праотец Авраам
19.Апостол Павел
Альбом:
Рафаэль
Альбом:
Рафаэль Ближе всего к алтарю с двух сторон - отцы церкви:
23.Папа Григорий Великий (с чертами ЮлияІІ)
24.Св.Иероним со львом
25.Св.Амбросий Медиоланский
26.Бл.Августин,диктующий писцу
27.Фома Аквинский
28.Папа Иннокентий ІІІ
29.Бонавентура
30.Папа СикстIV
(Франческо делла Ровере, дядя Юлия ІІ)
31.Данте
32.Саванаролла,
еле заметный за спинами
33.Скорее всего-Платон
Альбом:
Рафаэль
Альбом:
Рафаэль 20. Фра Беато Анжелико
21.Донато Браманте,
который есть и в "Афинской школе" в образе Эвклида
22. Франческо Мария делла Ровере,
герцог Урбинский, племянник Юлия ІІ
Возможно,что тут:
35.Св.Франциск
36.Св.Антоний
Интересно, что среди богословов он помещает и Данте. Данте дважды будет изображен в этом зале: как поэт, восходящий на Парнас среди остальных гениев поэтического искусства, которые присутствуют при музицировании Аполлона, и как теолог, как выдающийся богослов в избранном обществе во фреске «Диспута». Сохранившиеся подготовительные рисунки к «Диспуту» показывают, что Рафаэль первоначально и, видимо, с натуры, набросал большинство фигур обнаженными, в соответствующих позах и поворотах, проверив анатомию, а затем уже облек их в одежды в рисунках, представляющих эти же фигуры уже задрапированными.В частности, он много работал над левой частью фрески. Если присмотреться, то при идеальном равновесии в рисунке правой и левой части, в нижнем ярусе слева динамика выражена более ярко в стремительности движений, разворотов, жестикуляции многих фигур. Это очень точно найдено - зритель, входящий в Станца делла Сеньятура, проходит прежде всего мимо этой стороны фрески, и особая легкость и подвижность этой части композиции соответствуют его собственному движению. Потом оно плавно и гармонично замедляется.
Чтобы усилить ощущение пространственности, Рафаэль изображает облака, на которых восседают небожители, в виде полукруга, вследствие чего и все пространство фрески осознается нами как некая конха, пространственное углубление, в которое вписывается дуга. В нижней части композиции - тоже некое подобие дуги, центр ее свободен, а по сторонам фигуры расставлены таким образом, что создается ощущение полукруглой линии. Рафаэль доводит до совершенства идеальное равновесие пространства, изображения и сохраненной плоскостности архитектурной основы,то есть стены. С одной стороны пространственный прорыв, а с другой - ненарушимость материальной, реальной архитектуры, на которую нанесено живописное изображение.
Вадим Клеваев. Лекции по истории искусств.К., "Факт", 2007