ПЕТРУС КРИСТУС. "Девочка из семейства Тальбот"

Aug 27, 2008 13:40

КАТАЛОГ




Никто не сравнится со старыми нидерландскими мастерами. Есть в их работах спокойная сосредоточенность,тишина, человеческое достоинство, - что-то, что и сегодня лежит в основе голландского характера и составляет, как нам кажется, неповторимое обаяние Голландии.
Петрус Кристус был также превосходным портретистом, хотя портретов его работы сохранилось тоже немного.Но есть, по крайней мере, один, который стоит, безусловно, на уровне лучших портретов в нидерландской живописи XV века.




Нидерланды |Петрус Кристус| "Портрет девочки из семейства Тальбот"|до 1460г |дерево, масло| Государственный Музей| Берлин,

Это «Портрет девочки из семейства Тальбот». Мы не знаем, кого он изображает в действительности, - название старое, традиционное, иногда его просто называют «Портрет девочки», или «Портрет девушки», потому что даже ее возраст трудно определить однозначно: от тринадцати до шестнадцати лет. Может быть, такая возрастная характеристика затрудняется еще и тем, что у нее по тогдашней моде сбриты брови и очень высоко подбриты волосы на лбу. Интересно, что этому медлительному, неторопливому северянину вдруг удается какой-то очень динамичный, неожиданный психологический эффектный оттенок. Девочка наряжена, как взрослая. Тонкая шея кажется с трудом удерживает голову с очень тяжелым убором. На открытой шее - ожерелье в несколько рядов, как у богатой дамы. Девушка позирует и слегка кокетничает, словно перепроверяя, принимают ли ее всерьез, действительно ли она умеет держаться, как взрослая и самостоятельная светская дама. Художник неожиданно и психологически верно воспроизвел этот оттенок. Обратим внимание на еще одну немаловажную подробность - в портретах постепенно начинает исчезать темный фон. Вместо него, как в данном портрете, изображен более или менее реальный уголок интерьера. Позже, за спиной портретируемого появится ландшафт. Здесь мы видим стену, до половины закрытую панелью. Само это пересечение диагоналей и вертикалей досок вносит новую ритмическую игру в композицию, игру, которая заставляет художника уподоблять цилиндру головной убор и некоему объемному овалу - голову самой девочки. Такая своеобразная геометризация еще больше подчеркивает живость характера изображенного.

Кристус Петрус, северное Возрождение, лекции, нидерланды

Previous post Next post
Up