ВЕРА НАДЕЖДА ЛЮБОВЬ
FIDES SPES CARITAS
СПРАВЕДЛИВОСТЬ БЛАГОРАЗУМИЕ СТОЙКОСТЬ УМЕРЕННОСТЬ
JUSTITIA PRUDENTIA PATIENTIA TEMPERANTIA
Нидерланды|Мастерская И.Кока|грав.Филипп Галле(?)|Питер Брейгель Старший|1525-1569|<"Семь добродетелей" 1560|
Разные коллекции
FIDES - вера
SPES - надежда
CARITAS - любовь (милосердие)
JUSTITIA - справедливость (правосудие)
PRUDENTIA - благоразумие (предусмотрительность, мудрость)
PATIENTIA - стойкость, терпение
FORTITUDO - сила, мужество
TEMPERANTIA -умеренность, скромность
Серия "Добродетели", в которую вошли семь изображений
("Вера", "Надежда", "Милосердие", "Правосудие", "Благоразумие", "Сила", "Умеренность") и
композиция "Сошествие во ад", была создана в 1559 - 1560 гг. Кок опубликовал ее в 1560-1561
гг. без указания имени гравера (предположительно, им был Филипп Галле).
Брейгель объясняет отвлеченные понятия, показывая реальную жизнь. Листы этой серии
предшествуют вершине его творчества - картинам цикла "Времена года".
К сожалению, нашли не все. "Справедливости", "Силы" и "Умеренности" - не имеется.
Вместо "Силы" (FORTITUDO) репродуцируем "Стойкость"(PATIENTIA), хотя это, кажется,
гравюра из другой серии.
ВЕРА
FIDES
НАДЕЖДА
SPES
ЛЮБОВЬ (МИЛОСЕРДИЕ)
CARITAS
БЛАГОРАЗУМИЕ (ПРЕДУСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ)
PRUDENTIA
Есть и такой вариант. Он атрибуирован
здесь.
Гравер: Галле, Филипп (1537-1612) (?)
Автор рисунка: Брейгель, Питер (между 1525 и 1530-1569)
Год создания рисунка: 1559
Место издания: Антверпен
Издатель: Кок, Иеронимус (1510-1570)
Год издания: 1560
Техника: Гравюра резцом
Размеры в см: 22,5 x 29,5
Из серии: "Добродетели"
Номер: V
Текст на латинском языке под гравюрой "Благоразумие" гласит: "Если хочешь быть благо
разумным, будь предусмотрительным на будущее, продумай в душе, что может случиться".
Женщина, стоящая на тонких перекладинах приставной лестницы, символизирует Благоразумие.
Главная черта Благоразумия - предусмотрительность, поэтому она опирается на гроб. Сито,
украшающее ее голову, помогает отделять зерна от плевел.
Предусмотрительность стараются проявить и участники семи сцен, разыгрывающихся вокруг и
символизирующих ремесла. Но так ли благоразумна их предусмотрительность? Монахиня,
готовящая пищу, занята лишь тем, чтобы залить огонь. Больной заботится не о спасении
души и последнем причастии, а о мнении, которое выскажет доктор, исследующий склянку
с мочой. Справа - семейство, занимающееся засолкой мяса на зиму, а среди взрослых -
мальчик, прячущий монетку в надкусанную грушу. В центре - двое, так и не решившие
извечную проблему, что лучше: носить деньги при себе или хранить в сундуке, тратить
их или беречь? Многие занимаются подготовкой к зиме - запасают хворост, ремонтируют
обветшавший дом, стригали тащат тюки с шерстью. Вдали плывет лодка с грузом.
Текст с того же сайта - "Фонды и коллекции"
http://www.nlr.ru/fonds/best/13.php
СТОЙКОСТЬ
PATIENTIA
СОШЕСТВИЕ ВО АД
О "Сошествии во ад" - очень "конкретная" критика "справа": сайт "Мир православия".
http://www.orthodoxworld.ru/russian/prazdicony/8/index.htm Но нам понравилось:
Для того, чтобы лучше понять иконы Древней Руси, сравним иконы "Воскресение - Сошествие
во Ад" с гравюрой "Христос в преисподней" великого нидерландского художника Питера
Брейгеля Старшего (середина XVI века).
Христос в ореоле, напоминающем батисферу, спустился в преисподнюю. Из раскрытой зубастой
пасти ада, не запертой более упавшими воротами, выходят праведники. Адские чудовища
ужасны и противны. Они корчатся в судорогах, и страдания делают их еще более
отвратительными. Однако впечатления, что происходит великое мировое событие,
не возникает.
Поющие и играющие на музыкальных инструментах ангелы "наполняют" ореол, окружающий
Христа, славой. Но силы небесные не борются с силами ада - в пространстве
преисподней на рисунке Брейгеля их просто нет. Фигура Христа в ореоле - локальна. Впечатления
мощи и силы она не производит.
Праведники вышли из пасти ада. Но куда? Нет здесь трех пространств, а лишь одно -
пространство преисподней, и в нем в ореоле славы фигура Христа, за спиной которого
продолжает крутиться адское колесо, переносящее проткнутых шипами грешников к желобу,
откуда они сваливаются в адский котел.
Где же божественный триумф? Вероятно, средствами нарождавшегося в Европе реалистического
и прагматического искусства не удавалось изобразить то, что можно передать только языком
символов и условностей.
Интересно показан ад. Ад - это и бездна, затворенная воротами, и некое страшное существо.
Брейгель изобразил его чудовищем, наделенным зубастой пастью, глазами и волосами.
Зубастая пасть закрепилась в европейском искусстве как символ провала в адскую бездну,
как символ самого ада, а в позднюю эпоху (с XVI века) этот символ нередко использовался и
на Руси.(с)
Отдельную публикацию посвятим вопросу о право- и левосторонних изображениях.