ВЕНЕРА И МАРС

Sep 06, 2006 12:40

Не касаясь содержания "Нарнии" для взрослых" английского писателя, теолога, профессора Оксфордского университета, близкого друга Толкиена, Клайва Стейплза Льюиса, приведем отрывок из второй части трилогии, романа "Переландра". Ситуация такова: герой романа, человек по имени Рэнсом, в силу обстоятельств воочию видит ангелов планеты Марс и планеты Венера. (Кто читал "Сильмариллион" Толкиена, поймет). Цитируем с сокращениями:
" Оба тела были обнажены. Половых признаков не было - ни первичных, ни вторичных. Но они были РАЗНЫЕ. Рэнсом не мог сказать, в чем же именно эта разница, но она была. Он сравнивал Малакандру с ритмом, а Переландру - с мелодией. Малакандра был похож на тонический стих, а Переландра - на силлабический. В руках Малакандры ему мерещилось копье, руки Переландры были раскрыты ладонями к нему. Так Рэнсом узнал, что такое РОД.
Люди часто гадают, почему во многих языках неодушевленные предметы различаются по роду. Почему утес - мужского рода, а гора - женского? Наши предки говорили об утесе «он» не потому, что приписали ему мужские признаки. Все было наоборот: род - первичная реальность, а пол - вторичная. Полярность, присущая всему сотворенному миру, проявляется в органической жизни как пол, но это лишь одно из ее проявлений. Все это Рэнсом увидел собственными глазами. Оба существа перед ним были бесполы. Но Малакандра, без всякого сомнения, был мужского рода, Пелерандра - женского. Малакандра как бы стоял во всеоружии на страже своего мира, вечно бодрствуя. «Взгляд как у моряка, - объяснял потом Рэнсом. - Ну, понимаете … глаза устали смотреть вдаль». А у Переландры глаза глядели сюда, вот сюда, в ее собственный мир волн и лепета, мир жизни, парящей в воздухе, мягко падавшей на мшистые камни, поднимающейся с туманами к солнцу. Рэнсом уже не называл их Малакандрой и Переландрой, он вспомнил их земные имена. Все больше дивясь, он повторял: «Глаза мои видели Марса и Венеру, Ареса и Афродиту». Он спросил их, как узнали о них древние поэты земли? Откуда услышали дети Адама, что Марс был воином, а Афродита родилась из пены морской? Они ответили, что Космос не только пространство, но и разум. Что само вещество мира Земли хранит общую память о творении. Основания нашей мифологии прочнее, чем мы думаем. И тут Рэнсом понял, почему мифология - именно такая: ведь искры небесной силы и красоты падают в болото грязи и глупости. Он мучительно покраснел - ему стало стыдно за людей, когда он взглянул на подлинного Марса и подлинную Венеру, и вспомнил, что рассказывают о них на земле".
К.С.Льюис "За пределы безмолвной планеты. Переландра". М., 1993г., с.313-314.

цитаты, К.Льюис, "Венера и Марс"

Previous post Next post
Up