manon на дежурстве. Ну и моя статейка о Лавре. В буклете ее сильно сократили, да и картинки там маленькие.
.
Настольная игра "Пещеры Лавры", интересно Более 1000 лет прошло со дня основания Киево-Печерской обители - колыбели русского монашества. Лавра, увенчанная золотыми куполами, раскинулась на высоком правом берегу Днепра. По преданию, эти места благословил святой апостол Андрей Первозванный. После того времени минули века - на холмах вырос город Киев.
В XI веке холмы были покрыты лесом. Сюда удалился для молитвы священник села Берестова Илларион, который «ископал для себя пещеру». Но вскоре по воле Ярослава Мудрого стал он митрополитом киевским. История сохранила труд митрополита Иллариона, памятник древнерусской литературы - «Слово о законе и благодати».
Недолго пустовала Илларионова пещера: в 1051 г. занял ее прп. Антоний, - основатель русского монашества. Прп. Антоний родился в г. Любеч, принял постриг на Афоне и жил там, в одной из обителей. По благословению игумена той обители вернулся на Русь. Игумен отпустил его со словами: «Иди воспять да тамо от тебя мнози будут черноризцы». Прп. Антоний прибыл в Киев и поселился на холме, в маленькой пещерке Иллариона. Прп. Антоний жил в пещере, постоянно молясь Богу, и, как повествует житие, ел он сухой хлеб и пил воду в меру - и то через день, и копал своими руками большую пещеру, поблизости от прежней.
Люди, узнавшие об этом, приносили ему припасы, просили благословения или хотели беседовать с ним. А некоторые - и жить рядом. Так поступил блаженный Никон. Тогда же пришел к преподобному Антонию в пещеру и прп. Феодосий, двадцати трех лет, и прп. Антоний приказал блаженному Никону постричь его.
Успенский Собор и виды Ближних и Дальних пещер. Из книги И.Златоуста «Беседы на 14 посланий св. ап. Павла». Издание Киево-Печерской типографии. 1623
Вскоре прп. Антоний стал известен на Руси великими добродетелями своими, как в древности в Египте великий Антоний. Многие стали приходить к нему для пострижения, и он принимал их и постригал. Пещеры были расширены, в них обустроили кельи и подземный храм в честь Успения Божией Матери. Так образовались Дальние пещеры.
Но прп. Антоний, тяготясь ролью настоятеля, благословил на игуменство прп. Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору и выкопал для себя новую пещеру, где и прожил 40 лет. Его новая обитель послужила началом Ближних пещер.
После перевода прп. Варлаама настоятелем в другой монастырь, прп. Антоний, по желанию всей братии, благословил на игуменство прп. Феодосия - самого кроткого и смиренного инока. Когда же прп. Феодосий принял игуменство и в великом тщании, с постом и молитвами исполнял свое дело, стало умножаться число черноризцев, так что вскоре собралось их сто. Тогда прп. Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. На горе прп. игумен Феодосий и братия построили большую деревянную церковь, поставили много келий и окружили монастырь, куда переселились из пещер, оградой. И с тех пор монастырь начал зваться Печерским. После переселения братии пещеры были обращены в усыпальницу для иноков - усопших клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен.
Перспективный план Киева с видом Лавры. Из книги О. Кальнофойского «Терратургима». Издание Киево-Печерской типографии. 1638
Прп. Феодосий усилил монастырь кроме видимой стены еще и «мысленным ограждением», то есть Уставом для иночествующих. По его благословению в Печерской обители был введен общежительный Студийский устав, привезенный из Константинополя и со временем принятый во всех русских обителях.
Укрепляя первых печерских иноков и назидая их примером всю Русь, Господь явил в Лавре множество чудес и знамений. Сила подвигов и молитв, преподобных изумляла людей во все времена. И поныне великой святыней Киево-Печерской Лавры являются почивающие в Ближних и Дальних пещерах мощи Печерских святых. Ближние пещеры, скрывающие под спудом мощи прп. Антония, называются также Антониевыми, а Дальние, где покоились мощи прп. Феодосия, - Феодосиевыми. В Ближних пещерах покоятся мощи 73-ти святых, в Дальних пещерах - мощи 49-ти святых.
Успенский Собор Киево-Печерской Лавры. Фрагмент. Из книги «Патерик Печерский». Издание Киево-Печерской типографии.1655-1658
Сегодня Лавра сияет куполами множества храмов. Но в ХІ веке важным событием стало возведение каменной церкви Успения Божией Матери. Место для храма выбрано было по молитвам прп. Антония. По свидетельству прп. Нестора Летописца, церковь Успения в Печерском монастыре заложена св. игуменом Феодосием и епископом Михаилом по благословению прп. Антония в 1073 г. Строительство храма сопровождалось многими чудесами. Печерский Патерик повествует, что Матерь Божия направила из Константинополя в Киев греческих зодчих, явившись им во Влахернском храме со словами: «Хочу церковь Себе построить на Руси в Киеве: повелеваю же вам - возьмите золото себе на три года и идите на возведение ее... Прииду же и Сама увидеть церковь, и в ней хочу жить... Моим именем хочу назвать ее», и вручила икону Успения Божией Матери. Выйдя из храма, зодчие на облаке увидели изображение великолепной церкви, а когда построили ее, так и называли долгое время - «небеси подобною». Церковь создавалась 15 лет. В росписи храма участвовал прп. Алипий - родоначальник иконописного искусства Руси.
В 1091 г. в храме были положены мощи прп. Феодосия. Прп. Антоний, согласно его желанию, был погребен под спудом в Ближних пещерах. По тем или иным причинам Господь не являет нам нетленные останки этих двух великих Своих угодников.
Неизвестный художник. Успенский собор и колокольня Киево-Печерской Лавры. Вторая пол. ХІХ в. Литография.
Многие испытания были уготованы Киево-Печерской Лавре. Множество раз монастырь был разорен и разграблен, начиная с 1240 г., со времени Батыева нашествия, и до советского времени, когда Лавра была под юрисдикцией государства в статусе государственного историко-культурного заповедника. Но святая Печерская Лавра уберегла свои духовные сокровища. Сегодня в возвращенных монастырю храмах святой Лавры вновь совершаются богослужения, возносятся молитвы.
До нашего времени сохранилась изначальная планировка лаврской застройки. Монастырь расположен на высоких холмах, между которыми пролег глубокий овраг, разделяющий его на Верхнюю Лавру, куда в XI в. перебралась основная часть братии, и Нижнюю, - где находятся Ближние и Дальние пещеры и странноприимный двор. На верхней территории вокруг Успенского собора, главного храма Лавры, расположены кельи священноначалия монастыря и братии, здания экономии, типографии, больничного корпуса и мастерских. Здесь же - Великая лаврская колокольня и братская трапезная с церковью. Южнее, на склоне холма, расположен вход в Ближние пещеры, а на самом южном возвышении - в Дальние
В. Тимм. Вход в Ближние пещеры Лавры. 1859. Литография
В. Тимм. Вход в галерею, ведущую к Дальним пещерам. 1859. Литография
Основным письменным источником сведений о жизни Печерских преподобных является Киево-Печерский патерик - сборник рассказов об основании монастыря и житии его первых насельников. Отдельные части Патерика возникали на рубеже XI-XII веков. Как особый сборник Киево-Печерский патерик сложился в конце XIII- нач. XIV века. В состав Патерика вошли сказания прп. Нестора Летописца о первых иноках, житие прп. Феодосия Печерского, а также послания Владимирского и Суздальского епископа Симона к печерскому иноку Поликарпу и послания самого Поликарпа. Эти послания тоже заключали в себе рассказы о первых святых Лавры. Позднее они составили отдельную часть Патерика, - «Жития».
С течением времени составлявшие Патерик части менялись, в издания разных веков включались разные эпизоды, но главное - жития и подвиги Печерских святых - оставалось неизменным.
Иллюстрация из книги «Патерик Печерский». Издание Киево-Печерской типографии.1655-1658
Титульный лист книги «Патерик Печерский». Издание Киево-Печерской типографии.1760
Создавая игру, мы, не стремясь к полному правдоподобию, все же основывались на исторических фактах. Краткие сведения об иноках взяты из Киево-Печерского патерика. Изображения святых отражают их традиционную иконографию. В основе топографии лабиринта на игровом поле - схема пещер Лавры, и сегодня еще недостаточно исследованных археологами.
Дни памяти преподобных отцов Печерских отмечаются:
Собор всех преподобных отец Киево-Печерских - переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста;
Собор преподобных отец Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, - 28 августа;
Собор преподобных отец Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, - 28 сентября.
Неизвестный художник. Вид на Ближние и Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры. Вторая пол. ХІХ в. Литография.
Источники:
Патерик Печерский. Святая Успенская Киево-Печерская Лавра. Официальный сайт.
http://lavra.ua/index.php - домашняя страница
http://lavra.ua/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=22&Itemid=90 Православная Энциклопедия. Электронная версия. Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
http://www.pravenc.ru/index.html