Триумфально прокатившийся по миру Bioshock вызывает неоднозначную реакцию. С одной стороны вроде как стильно, красиво и в меру мрачно. Озвучка тоже неплохая, хотя в общем-то просто на среднем уровне (чтобы там ни утверждали некоторые рецензенты). А поначалу затягивает так, что и не оторвёшься.
Однако вот какая штука: мне пришлось заставить себя пройти игру до конца. А ведь всё так хорошо начиналось.
Подавать сюжет в виде диктофонных записей, разбросанных тут и там - это не самая хорошая идея. Далеко не каждая запись важна для сюжета, более того, не каждую запись удаётся найти. Я играл очень медленно, буквально обшаривая каждую комнату и всё равно потом оказалось, что я прослушал не все записи.
Чтобы понять, что случилось с тем или иным персонажем игры (большинство из которых так и не покажут живыми), желательно бы запоминать ключевые моменты их монологов на плёнке. Но диктофоны-то разбросаны не по порядку (что, впрочем, логично). Первая запись, которой нас встречает игра, воспроизводит мысли некоей Diane McClintock, начинающей рассказывать свою историю. Следующая запись от её имени идёт под номером 3, а вот дальше услышать продолжение удастся только после нахождения записи номер 49. При этом, естественно, будут попадаться и другие плёнки, а также периодически происходить разные скриптовые события. В итоге, добравшись-таки до этого 49-го диктофона, уже и не помнишь о чём там речь-то была раньше. Правда, есть возможность повторять записи, но в самой игре этого делать не хочется (плюс ужасно раздражает, что субтитры не совпадают с голосом, уж за этим-то могли проследить). Приходится уже после прохождения читать все записи
скопом.
Кстати, в игре есть ещё один метод подачи сюжета - призраки. В определённых местах герой вдруг начинает видеть образы людей, которые разыгрывают перед ним короткую сценку (чаще всего не относящуюся к основному сюжету). Такие вещи, кстати, запоминаются гораздо лучше безликих голосов в диктофонах сомнительного происхождения.
Сама история могла бы получиться занятной, если бы авторы не испортили всё в финале. Карты раскрываются не в самом конце, а гораздо раньше. По большому счёту, последние уровни уже проходятся с явным пониманием что тут к чему, а это не добавляет интереса.
Идея с фотографированием мне понравилась, а вот бесконечное переливание воды (при взломе всего любого каждый раз приходится играть в мини-игру, в которой нужно строить трубопровод) по-моему только тормозит и без того небыстрый процесс, потому как сама игра явно не нацелена на то, чтобы пробежать её за несколько часов (а это возможно, если идти строго по цели и не сворачивать).
Стоит также упомянуть и плазмиды (местная магия). Вариаций не очень много, а используется и того меньше. Зачем замораживать врагов, если удар электричеством тормозит их не хуже, а следующий за ударом выстрел в голову укладывает любого? Зачем нужны все эти фокусы с нацеливанием камер слежения и стационарных пушек на противников, с подкидыванием их же (противников) в небеса, с созданием отвлекающей внимание призрачной фигуры и с выпусканием роя пчёл, если удар электричеством…? Наконец, вездесущая молния на некоторое время выводит из строя вышеупомянутые пушки и камеры, позволяя их взломать и использовать себе во благо.
Справедливости ради скажу, что определённую полезность содержит зажигательная способность героя в силу того, что иногда позволяет растапливать кучи льда, закрывающие проход в некоторые (чаще всего необязательные для посещения) участки уровней. Не обошлось и без телекинеза, позволяющего ловить снаряды, а также притягивать к себе разные предметы, недоступные другим способом. Три реально используемых плазмида - это не впечатляет.
Впрочем, дело обстоит ещё хуже. На самом деле игру можно спокойно пройти с одним разводным ключом в руках, потому что умереть всё равно нельзя (везде понатыканы камеры восстановления), а вот враги здоровье не регенерируют.
Из всего вышесказанного следует очень простая вещь - игра становится скучной. Если в начале ещё как-то держишься за сюжет, то в середине, когда всё уже понятно, начинается чёрт знает что. Одни и те же враги - сумасшедшие сплайсеры нескольких разновидностей, да товарищи в скафандрах (Big Daddy) - не добавляют радости. Финальный босс просто никакой - перекачанный плазмидами и увешанный оружием герой разбирается с ним за пару минут. Концовок несколько, но чтобы увидеть их все совершенно необязательно перепроходить всю игру.
Зачем же тогда так много слов, если игра не удалась? А потому что могли ведь. Ещё чуть-чуть, здесь исправить, там добавить, заменить финал. В игре уже есть куча интересных мелочей: игровые и музыкальные автоматы, реклама плазмидов, забавные агитационные плакаты на стенах, какие-то пропагандистские ролики на мониторах, просто болтовня, доносящаяся откуда-то из динамиков, подводный город за толстыми стёклами и разговоры девочек с Big Daddy. Убрать бы все эти диктофоны, сделать скриптовые сцены, с живыми персонажами, а не просто голосами, теряющимися за помехами записи. Вот может быть тогда…
*Would you kindly...*