Оригинал взят у
mryzhkov в
Молчуны умирают без паникиМихаил Рыжков, 25.09.2013
17 сентября 2013 г в Нижнем Новгороде на площадке у Театра Юного Зрителя состоялся общегородской градозащитный митинг
"Защитим Нижний!", в котором приняли участие от 250 до 300 человек.
Это уже третий митинг своеобразной серии. Первый, несогласованный, состоялся
14 апреля на пл.Горького и был реакцией на варварское разрушение нескольких домов исторического центра города. Второй прошёл
18 июля на той же площадке у ТЮЗа, главной темой было спасение парка Кулибина, которому угрожает частичная вырубка из-за планов городских властей расширить ул.Горького, сделав её на всём протяжении 6-полосной вместо нынешней 4-полосной.
Зачем нужен митинг?
За время, прошедшее с тех пор, ситуация с охраной городской среды не улучшилась. Даже наоборот -
1 сентября был снесён многострадальный дом 126 по ул.Ильинская, угроза нависла над несколькими последними уцелевшими домами в том же квартале улиц Горького-Ильинская-Новая. Жертвой плана расширения ул.Горького должен стать и уникальный
квартал деревянных домов 1833г (называемый также Кварталом нижегородской интеллигенции). Его судьба особенно тревожна, т.к. он явно мозолит глаза нынешнему главе города Олегу Сорокину, чей офис стоит рядом на ул.Горького, 117. А это - практически приговор. Бизнес-интересы сорокинской строительной империи "Столица Нижний" в этой части города города охватывают территорию от пл.Горького до пл.Свободы, и далее в сторону пл.Сенной. Вот здесь-то и кроется самая большая угроза историческим зданиям и парку Кулибина.
По утверждению экологов, Нижегородский район обеспечен зелёными насаждениями лишь на четверть. Вырубать при таком раскладе 69 здоровых лип в
парке Кулибина - настоящее преступление, которое, в конечном итоге, будет стоить многим людям жизни и здоровья. Но явно не тем, кто собрался рубить, ведь они проводят своё свободное время
на собственных виллах в Каннах и других красивых местах.
В Автозаводском парке лихие инвесторы тоже точат пилы, чтобы спилить почти 2 гектара деревьев и построить на их месте аквапарк. Группа местных жителей отчаянно борется с этим безобразием. Недавно был выдвинут такой лозунг - построить аквапарк на месте тюрьмы (женская ИК-2, где сейчас, кстати, содержится одна из участниц Pussy Riot Мария Алехина и активистка "Другой России" Ольга Шалина). В самом деле, почему бы нет?
Следующая горячая точка - бывшее
Георгиевское училище (ныне один из корпусов Технического лицея №38) на пересечении улиц Белинского и Ванеева. Из-за варварской стройки в 5 метрах от стены училища вырыт котлован, куда здание того гляди рухнет. Трещины идут по всем стенам.
На митинге 17 сентября звучала и
тема уплотнительной застройки. Таких случаев в городе множество - не только в историческом центре, но и в рабочих районах. "Уплотняемые" жители терпят огромные неудобства из-за захвата их придомовых территорий - невозможности гулять во дворах детям, парковать автомобили и т.п. Дома строятся окно в окно, закрывают друг другу солнечный свет. Как и с Георгиевским училищем, из-за близкой стройки по стенам идут трещины, да и дискомфорт от неё немалый. Несмотря на то что подобные ситуации запрещены Градостроительным кодексом, застройщикам это никак не мешает. Секрет и в том, что часто застройщики -
депутаты Городской Думы и областного Заксобрания.
Чего мы ждём? Чтобы дома начали падать вместе с жителями? Это уже не за горами - по крайней мере,
пожары в результате уплотниловки уже начались.
В коротком обзоре всех градостроительных безобразий не перечислить. И на митинге не про всё хватило времени рассказать. Но и того что было сказано, кому-то хватит на несколько пожизненных заключений. Было бы желание разбираться у прокуратуры и судов в многочисленных заявлениях и исках. А здесь явная дыра. Многое просто не расследуется и кладётся под сукно, а то что доходит до судов, ими благополучно отвергается под самыми нелепыми предлогами. Ни о какой беспристрастности судов говорить невозможно - застройщики и администрация на этом поле выигрывают у жителей и градозащитников, как говорят хоккеисты, в одни ворота. А это - без всяких шуток - признак распада государства.
Митинг: как это было
Митинг 17 сентября был организован Нижегородским Гражданским Движением (НГД) и поддержан 24 партиями, общественными организациями и инициативными группами жителей. Открытый оргкомитет позволил сделать состав выступающих достаточно представительным:
1. Станислав Дмитриевский, правозащитник, член НГД
2. Михаил Барковский, депутат Гордумы, партия "Альянс Зеленых-Народная партия"
3. Александр Перов, депутат Гордумы, КПРФ
4. Вадим Орешин, партия "Яблоко"
5. Артём Сидоров, ЭПО Русские
6. Илья Мясковский, НГД
7. Александр Иванов, кандидат экономических наук, ННГАСУ
8. Анна Давыдова, Спасград
9. Асхат Каюмов, экоцентр “Дронт”
10. Мария Попова, попечительский совет парка им.Кулибина
11. Владимир Копейко, общественное движение «Олень», НГД
12. Вероника Генкина, общественное движение «Олень»
13. Алексей Поднебесный, движение против уплотнительной застройки
14. Михаил Гашпар, инициативная группа жителей Ковалиха-Семашко
15. Лариса Белякова, инициативная группа жителей пр.Ленина, д.57
16. Людмила Алексеева, инициативная группа жителей пр.Кораблестроителей, д.1
17. Владимир Маслов, нижегородское региональное жилищное движение «Солидарность»
18. Валентин Воробьёв, пенсионер
19. Пётр Типаков, «Трудовой Нижний Новгород»
"Если раньше, для того чтобы грабить, шли на большую дорогу, то теперь идут в мэры, губернаторы, президенты... И этот грабёж будет продолжаться до тех пор пока трудовой народ не организуется и не даст достойный отпор. Только в борьбе мы заставим считаться с интересами народа. Только в борьбе мы отстоим право на гордую и достойную жизнь. Будем бороться - непременно победим!"
20. Юрий Староверов, партия «Другая Россия», НГД
"Объединение - это не просто красивое слово. Это когда каждый из вас готов прийти на помощь соседу. Давайте составим список активистов, готовых оставить контактные данные, и которых будут оповещать каждый раз когда нужна помощь - это либо акция, либо какое-то противостояние у вас во дворе"
В конце была зачитана и единогласно принята
резолюция митинга, в которой особо подчёркивается, что сформулированные требования к власти вряд ли будут ей услышаны из-за отсутствия механизмов и практики диалога с гражданским обществом. В настоящий момент особенно важны самоорганизация, взаимовыручка, твёрдость и последовательность в отстаивании своих прав.
Не обошлось без накладок - звуковая аппаратура под конец перестала работать, т.к. в электрогенераторе, питавшем её, закончился бензин. Организаторы ошиблись с расчётом - вместо предполагавшегося часа митинг продолжался около двух. Но ни отказ техники, ни окутавшая людей тьма (на площади в центре города - ни одного фонаря!) не изменили боевого настроения митингующих. Наоборот, речи стали острее, а поддержка участников - слышнее. Несмотря на позднее время и предстоящий рабочий день, до конца митинга оставались свыше 100 человек.
Партии, поддержавшие митинг, присутствовали со своими флагами и другой символикой. Многие участники были с плакатами и растяжками. Митингующие скандировали лозунги "Сорокина - в отставку!", "Шанцева - в отставку!", "Сорокину - срок!".
Видео с митинга:
Click to view
До и после митинга
И до митинга, и после него от разных наблюдателей слышались голоса "Сколько можно митинговать? Кому это надо?", "Это ничего не изменит" и даже "Вы ломитесь в открытую дверь - власть уже решила вопрос с парком Кулибина". Голосов вроде бы много, но интонация одна и слова под копирку - типичные признаки информационной войны.
Митинг ничего не изменит, говорите? Отчего же тогда "отцы города" так дико напряглись в его ожидании? Хотя митинг и не решились запретить, как это часто бывает, но попытались задушить в информационном вакууме. За неделю до митинга абсолютное большинство нижегородских СМИ по команде из пресс-службы губернатора просто прекратили публиковать вообще какую-либо информацию о предстоящем митинге. Нижегородцы узнавали о нём из Интернета и расклееных листовок. Но те тщательно срывались - по ДЭЗам прошла специальная команда немедленно удалять листовки о митинге и даже даны образцы этой опасной крамолы. Фактически те граждане, кто не следит за политической жизнью города по Интернету, могли узнать о митинге только на пикетах, регулярно проводимых активистами.
Сегодня, спустя неделю после митинга, вся картина видна ещё более чётко. Практически ни одно СМИ не решилось
ослушаться своих кремлёвских хозяев - репортажей о митинге либо не было, либо они отделались лживыми словами о провале митинга. Очень жаль, что владельцы и редакторы нижегородских СМИ оказались в массе своей угодливыми прислужниками администрации. Они по сути предали интересы своих читателей и зрителей - ведь затронутые на митинге темы касаются огромного количества людей - десятков и сотен тысяч.
Параллельно информационной блокаде митинга, в ураганном темпе развивалась контрпропагандистская операция в стиле "Пыль в глаза, лапша на уши". Отлично понимая, что совсем заблокировать градозащитников невозможно, и значительное количество людей всё равно узнают про митинг, они сыграли в "решение проблем". Одна из самых острых тем митинга, да и в целом сегодняшней общественной жизни Нижнего Новгорода - судьба парка Кулибина. Получив мощный щелчок по носу на митинге 18 июля, и демарш нескольких депутатов Городской Думы, требовавших внеочередного заседания по этому вопросу, Сорокин начал всячески уверять горожан, что парку реально ничего не грозит. Видите ли, тот факт что документы позволяют хоть завтра срубить липовую аллею из 69 деревьев, совсем не означает, что это сделают именно завтра. Якобы, до будущей весны никаких работ по сносу не планируется. Слабое утешение! Зная вандальные наклонности Сорокина и его вольности с законом, в это поверить было бы очень наивно.
Для срыва митинга была придумана специальная обманка. Разберём её подробно, чтобы понимать механизмы информационной войны.
5 сентября Сорокин под барабанный бой заявляет, что
дал поручение проработать вопрос о расширении ул.Горького без сокращения территории парка Кулибина (последнюю формулировку, кстати, можно понимать как угодно - она совсем не означает то что рубить не будут). Используя это размытое обещание, придворные политологи
начинают поднимать волну "У оппозиции выбили почву из-под ног".
В тот же день депутат Гордумы Дмитрий Анисимов
делает заявление о том что "Городская Дума Нижнего Новгорода может вновь рассмотреть вопрос о смене зонирования части территории парка Кулибина... Я думаю, что решение главы города не является какой-то победой оппозиции, а скорее является победой здравого смысла". А мы, безусловно, этому верим. И недобро ухмыляемся, понимая цену слова этих господ.
12 сентября во время некоего
очень странного мероприятия на Нижневолжской набережной (провластного митинга с признаками рейдерства) на вопрос корреспондента, кому именно отдано поручение о проработке вариантов расширения ул.Горького без сокращения парка Кулибина, Сорокин отвечает, что Олегу Александровичу, очевидно имея в виду Кондрашова.
Однако тот ничего не знает о таком поручении.
16 сентября вся нижегородская и мировая общественность узнала о некоем новом великом и бесконечно мудром
плане реконструкции ул.Горького, предусматривающем не 6, а 5 полос движения вдоль парка Кулибина, за счёт чего оказалось возможным избежать порубки липовой аллеи. Эти вести раздались из кабинета того самого главы Администрации Нижнего Новгорода Олега Кондрашова, который три дня назад и не ведал про такое сложное поручение. Здесь пиарщики вывернулись наизнанку, поставив на уши всю нижегородскую прессу. Было очень смешно наблюдать, как все они дословно перепечатали кремлёвский пресс-релиз. Добавить-то им было нечего - ни Кондрашов, ни проектировщики интервью не давали. В общем, жулики могли удовлетворённо вытереть пот со лба - успели до митинга. И надо признать, такая тупая тактика из пыльного учебника КГБ принесла некоторые плоды - многие люди купились на разводку и посчитали, что цель достигнута, митинг не нужен.
Даже в этих условиях количество участников митинга маленьким не назовёшь, и не заметить его невозможно.
Впрочем, у администрации есть ещё один канал влияния на гражданское общество - странное образование под названием "Кулибинская группа". Она прославилась тем что в начале июля каким-то неведомым образом за неделю собрала 23 тысячи подписей горожан за сохранение парка Кулибина. Люди, знающие этот процесс не понаслышке, в один голос говорят, что бесплатно такое сделать невозможно. Спонсор же остался неизвестен. Именно руководство этой группы избрал Кондрашов для "диалога" с гражданским обществом. Он тайно, без прессы, провёл несколько встреч с неформальным главой Кулибинской группы Игорем Преображенским - одна
произошла непонятно когда, вторая -
вероятно, накануне митинга, 16 сентября. Преображенский
в победных тонах подаёт свои кулуарные договорённости с администрацией и явно противопоставляет себя тем, кто борется за законное решение методами публичной политики. Митинг руководство Кулибинской группы просто проигнорировало.
В откровениях Преображенского вспыли интересные детали "спасительного" пятиполосного проекта ул.Горького - кирпично-металлический забор всё-таки власти хотят снести, заменив его бордюром. В ходе этой безумной операции ближний к дороге ряд лип (41 дерево)
неминуемо погибнет.
А уже 18 сентября в судьбе парка Кулибина всё встало на свои места (то есть снова погрузилось во мрак неопределённости). На первом после каникул заседании Городской Думы депутат Перов (выступавший, кстати, на митинге) задал Сорокину и Кондрашову
прямой вопрос о проекте реконструкции ул.Горького, который не затрагивает территорию парка. А в ответ - тишина. В том смысле, что пока нет ни такого проекта, ни решения, что он будет. Сказал это Сорокин, а Кондрашов не возразил. Иными словами, они благополучно отменили все свои публичные обещания, помпезно озвученные накануне митинга. Вопрос о возвращении парку Кулибина прежнего зонирования в подготовленную повестку дня не попал и на предложение его туда включить большинство депутатов ответило отказом - в думе у Сорокина "всё схвачено".
Делайте выводы сами - чего власти власти боятся и на что реагируют.
Что вообще, кроме публичной политики, способно остановить их безумные планы по уничтожению городской среды?