В этот день я впервые прыгнула с парашютом. Когда это было? Кажется, что тысячу лет назад... :)
Нас не пускают прыгать, полагая, что мы можем взлететь без их помощи.
Как будто так сможем что-то придумать дельное для того, чтобы полететь. Но ведь это все-таки заблуждение. Человек не может летать.
Вот птица. Она взлетает, складывает крылья и падает, а потом снова расправляет крылья и летит.
Человек - не птица. Тут необходимо что-то понадежнее крыльев. Когда я только пришла сюда, то думала, что птичий полет - это совершенство. Нет. Это мелочь. Это ничто по сравнению с тем, что мог бы сделать человек, если бы он умел летать. Но, увы, не родился еще человек, который научил бы всех летать. И упасть мне на этом месте, если это не так: И кто положил этот камень на дорогу. И чего это мне вздумалось запнуться и упасть. Так о чем я? Ах да! Нас не пускают прыгать. А что если сходить в горы? Хоть отвлечься. Мысли успокоить и душу порадовать.
Вот и я всегда говорила, что то, что делается спонтанно - всегда к лучшему. За два дня мы все собрались и поехали в горы. Да не куда-то, а в Тибетские горы. Хоть мир увидим. Пусть даже из окна поезда. Но это лучше, чем если бы мы полетели на самолете. Небо мы и так видели. А оно, насколько я знаю, везде одинаково.
О! Горы уже видны на горизонте, а мы еще не приготовились к выходу. А горы тем временем все приближаются. Ну же, люди, взгляните хотя бы на грядущее! Пусть это всего - лишь горы, но зато это мчится на нас. Что? Это мы мчимся на них? Ну и что. Это же все понятия относительные. Просто поставьте себя в центр мира и солнце будет крутиться вокруг вас. Ну и что, что это только мне кажется. На самом деле это и есть истина. Может быть только для меня, а не для вас. Но ведь и у вас много истин, которые не являются истиной для меня. Не жадничайте! Пусть будет бесконечно много истин. Пусть каждый будет центом мира. Мир сам считает себя центром. Но нисколечко не меняется от этого.
Все! Наплевать на центры. Как кто-то из нас может возвеличить себя, когда рядом такие громилы. Великаны. Да, я согласна с тобой, Ольга, это действительно глобальная картина. Горы. Эти горы ни что иное, как свидетельство того, как мелок, оказывается, человек. Но ничего, ничего. Мы здесь именно для того, чтобы доказать обратное. Смотри, Ольга, видишь ту птичку? Она хоть и маленькая, но она душой выше этих гор. Да. У нас нет крыльев, но у нас зато есть голова и наша дружба. Может быть, но думаю, если бы они, эти горы, действительно дружили, то стояли бы более плотной стеной. Куда вы? Пора? Как? Уже? В атаку на скалы? Благослови нас, Великий Дух. Все мысли прочь! Вверх! И только туда мы устремляем наши помыслы и силы.
Ни капли сил не осталось. Только лежать и смотреть на звезды. Мысли, они как из клетки вырываются на волю, опустошая голову, превращая ее в ничто. А это что? Комета? А я думала, что это мысль моя материализовалась. Загадала ли я желание? Нет. Зачем? Его загадывать? Ведь оно не забудется тогда: Звезды. Вокруг одни звезды и я среди них, словно лечу, оглядываясь по сторонам. Может они, эти звезды и прекрасны, но лишь тогда, когда смотришь на них из какого-нибудь милого уголка Земли. А когда вокруг одни звезды, то нет покоя глазам, ищущим друзей. Вот! Я вижу луну, значит, скоро появится Земля. Значит, она совсем рядом, но ее нет. Она уже давно должна быть видна. Почему ее нет? А может я опоздала?: Что это было? Сон? Странный сон. Это, наверное, оттого, что я вчера так устала. Ольга сказала, что теперь мы медленней пойдем. И это правильно, а то уже слишком высоко стало. Оступаться нельзя.
Вставайте! Хватит спать, вы, повелители тибетских вершин!
Мы все ужасно устали. Но не настолько. У меня же есть силы, чтобы посмотреть вниз, туда, где лежал покинутый нами город.
Надо же, какой отвесный склон. Даже ухватиться на за что. Гладкий и отполированный. А что если сделать шаг вперед. Один простой, но такой важный в жизни, вернее в смерти шаг. И что будет? Да ничего особенного. Самое грустное, что один труп, куча горя и суеты. Вот большая причина, чтобы не делать этот шаг. А ведь именно после этого шага будет краткий полет, но, увы, не вверх, а вниз.
Что? Уже пора? Еще выше? Да не, я просто так вниз смотрю. Что? Нет. Даже мысли не было прыгнуть. А ты не против сам бы прыгнуть? Ну и зря. Крыльев ведь нет. Ну ладно, пошли, а то отстанем совсем, потом не отдохнуть будет.
Скалы. Как интересно все-таки лазить по скалам. Камни: Они многому нас учат. Нас и, особенно, наши ноги. Камни так крепко держатся за землю, что нам всегда служит примером. Как крепко, например, держит этот камень и себя и меня. Да не волнуйтесь вы так. Я держусь за этот камень. Сейчас подтянусь и вы меня вытащи те. Де нет. Это вам кажется, что камень не держится. Он корнями врос в почву. Так. Смотрите, я уже могу дотянуться до ваших рук. Победа! Вот ваши руки вытаскивают меня. Что? Куда смотреть? Камень? Камень, за который я держалась, упал сразу, как только я его отпустила? Ну и что?
О. Как же хорошо вот так лежать, глядя в тихое небо. Такое родное небо. О, небо, как же я перепугалась. Это был, конечно интуитивный страх, но у меня до сих пор голос срывается и руки подрагивают. Все спят. Отдыхают, а мне не спится. Я даже глаза закрыть не могу. Это нервное пере возбуждение, зато завтра меня будет клонить ко сну. А что делать. Хотя бы поговорить с кем-нибудь. Но нет. Все спят. А этот камень? Вот так взять его в руки, как Гамлет взял череп Йорика, и спросить его: Что делать? И начать объяснять ему суть дела, а он, как истинно примерный слушатель, будет молча соглашаться со всеми моими мыслями.
Вот это, говорю я ему и обвожу рукой лежащие перед нами горы. Это то, что мы прошли. Много? Но представь все то, что тут нет. Так вот, это все то, что нам предстоит пройти. Но пойдем, зайдем за тот валун, а то тут некоторые стали просыпаться от нашей беседы. Так вот, о чем это я? О крыльях? Что я могла о них сказать? Что они не нужны? А что нужно Хорошая мысль? Но мысль о чем? О постоянстве? Верно! Ведь небо вечно и потому по нему стоит так же передвигаться, как мы это делаем по земле.
Но все же это опасно. Мысли ведь нельзя держать силой. Они спокойно текут себе дальше, как ручеек, не останавливаясь нигде и не какой камень им не помеха. Не обижайся. Так говорится. Думаешь, достаточно начальной мысли? А может попробовать? Залезу на этот камень и попробую.
Так. Что же сделать? Можно подумать насильно. Тут надо просто поверить. Может с разбегу? Интересно, какой ширины этот камень? А то я все отхожу и отхожу. Стоп! Это ведь тот самый камень, на который я забралась. Так на чем я стою? Только спокойно. Я опускаю глаза и понимаю, что ни на чем не стою. Это и есть полет. Я, конечно, немного не так все представляла. Делаю шаг вперед. Ничего не меняется. Я все так же стою без опоры. Как будто воздух стал плотнее под моими ногами и поднимает меня все выше и выше: и действительно я медленно поднимаюсь над землей. Вон наш спящий палаточный городок. Вон тот перевал, где я чуть не упала вниз. А вон там, по-моему, тибетский храм виднеется. Стоп. Хватит подниматься, а то уже сильно высоко. Темно. Остановилась. Тут все дело в фантазии. Что представишь, то и будет. Представлю, что на мне подвесная система одета и за трос меня поднимают выше. Вот так. А теперь плавно вниз. Вот земля. Стоп хватит. Здорово, конечно, но не так я это все представляла. Можно, конечно представить парашют или самолет. Это все поинтересней будет. Да. Тут определенно все зависит от выдумки.
Солнце встает уже. И Ольга вон проснулась. Нет. Я не спала этой ночью. Я фантазировала. Просто фантазировала. Да. Хорошее занятие. Ну что? Будить остальных?
Эй! Покорители тибетских вершин, вставайте. Пора. Хотя, конечно, Тибет никуда не убежит, но если долго ждать, то можно состариться. Здесь, говорят, время быстрее бежит.
Мы идем и идем. Все хорошо, вот только почему же я так устала? Давайте отдохнем! Я устала. Нет. Я не ною. Я правду говорю. Я больше не могу. Я и не пойду никуда. Вот здесь я буду отдыхать. Здесь и переночую, тем более, что скоро ночь. Можете идти. Я вас завтра догоню.
Приятно все-таки, что все остались. Я ведь правда больше не могу идти. У меня ноги болят. И вообще, я вся дрожу. У меня, наверное, температура. Так оно и есть. Тридцать восемь градусов: Что? Какая температура? Небольшая, всего тридцать семь. Мне бы поспать и завтра буду здорова.
Что же это такое? Как же это так получилось? Вот я лежу, закрыв глаза и у меня появляются ощущения, что я падаю. Падаю и в то же время взлетаю. Мне холодно и в то же время жарко. Когда же я успела заболеть? Я поднимаю этого плюшевого мишку, который только что пытался схватить мою соломенную шляпу. Я бы никогда ему этого не позволила, ведь с ней он мог бы улететь бог знает куда. Где бы я его искала? А где же моя маленькая мышка? Неужели она снова убежала?! Я сбегаю по лестнице, но дверь закрыта. Кто мог закрыть дверь?! Ведь мышка погибнет, замерзнет, потеряется! Откройте дверь! Немедленно откройте дверь?
Что там меня спрашивают? Кто я? Как это кто? Я - это я! Я ищу маленькую мышку, а вы-то вообще кто такие и где я и как я здесь оказалась? Это монастырь? А как я тут оказалась? Что значит не знаете? Мне снился сон. У меня был бред. Я, наверное, в бреду сюда пришла. Я еще и по воздуху шла? Совсем плоха, видимо, была. А что вы удивляетесь? Никогда не видели, как по воздуху ходят? Никогда? Грустно вам тут, наверное. Ведь небо так же постоянно, как и земля. Так почему же вы предпочтение отдаете земле? Еще нужна железная вера, конечно. Вы, сосредоточившие свои мысли на внутреннем созерцании. Сосредоточьтесь на внешнем. От этого больше пользы. Вот ты, встань на эту доску. Представь, что это лифт. Ты не знаешь, что это такое? Неважно. Закрой глаза и помни, что ты стоишь на доске, а доска на земле. Так и тверди себе. Я встану рядом. Стой спокойно.
Так, представляю, что это лифт. Поехали вверх.
Да не кричите вы так! Страшно даже. Открой глаза, но не забывая твердить, что твердил до этого. Ты чего? Мы же чуть не упали! Твое неверие больше, чем моя вера. Маловерный!
Опускаю этого идиота, а то со страху сейчас помрет.
Прощайте, неверующие! Живите спокойно. И подумайте над тем, что я сказала. А чтобы вам не казалось, что это сон или мираж, вот вам мой браслет из бисера. И помните. Полет человека - это полет не тела, а фантазии.
Тугодумы. А я - то думала, все поймут, во все поверят. Представим, что большой канат подцепляет меня за мнимую подвесную систему и, подняв над землей уносит прочь. Выше. Где же наши. А! Вон костер. Ближе. Еще ближе. Точно наши. Вниз. Плавно опускаемся на землю. Потрясающе. И что же это у меня за бред все-таки был? Какая мышка? Лунатить начала? Могла бы и разбиться, да слава богу все обошлось. Наших бы этому делу научить.
Здорово как! Они решили оставшееся время здесь провести. Свобода! Это лучше, чем как кони тащиться вперед.
Ольга! Пойдем, покажу что-то. Это интересно. Нет. Не опасно. Вот. Встань на газету. Я рядом. Закрой глаза. Молодец. Представь, что мы зашли в лифт. Представила? Мысленно оглянись. Ну как? Что у нас на полу? Линолеум? Какого цвета? Коричневого? А рисунок? Орнамент ромбиком? Прекрасно! С какой стороны кнопки? Слева? Стены чистые? Не совсем? Что-то написано? Смешно просто. Не хочешь, не читай вслух. Потолок? Пыльный? Да. Все у нас лифты такие. Итак. Лифт. Самый обычный лифт. Ты его представила, значит он существует. Нажимаю на кнопку второго этажа, и у тебя появляется ощущение, что мы едем вверх. Все как обычно. Медленно и плавно. Вот уже и второй этаж. Лифт останавливается и ты это действительно чувствуешь. Дверь открывается и мы выходим из него. Делай шаг вперед. Здорово. Ну как? Сколько квартир на площадке? Три? Тоже не плохо.
На самом деле я подняла нас не так уж и высоко. Пол метра всего. На всякий случай, но стоит она сама я за нее ничего не представляла. Сама стоит и меня держит. Ну и вера!
Ольга, теперь открой глаза. Посмотри вокруг. Эй! Больно же. Что ты сделала! Мы же стояли! Не падали. А ты не поверила. Вот и упали. Что значит этого не может быть? Было же! Пока верила, вот и стояли спокойно. Теперь на земле лежим. Вот я верю, что передо мной лестница. Я прямо вижу ее. Делаю шаг. Еще и еще. Я уже на третьей ступени! Стою на воздухе. Перестань не верить, а то я упаду! Поверь! Веришь? Ага! Веришь! Представляю батут. Подпрыгиваю, отталкиваюсь и снова подпрыгиваю. Здорово. Что? Это не похоже на полет птиц? Ну и что? Человек ведь и не птица. Он, в отличие от всех мыслит абстрактно. Можно представить, что мы сидим в самолете. Садись на этот стул. Я поставлю свой рядом. Я буду летчиком. Включаем двигатель, набираем скорость. Взлетаем. Набираем высоту. Ну как? Мне тоже нравится. Нет. Я так раньше не летала. Делаем вираж на сорок пять градусов. Здорово. Смотри! Вон наш палатный городок. Полетели к горе? Боишься? Чего боишься? Упасть? А ты парашют представь. Ты и на парашюте боишься? Поставим на автопилот. Иди сюда. Вот. Я тебя к себе прицепляю. Попробуй отцепиться. Ты, главное, верь! Прыгаем! Чего кричишь? Дергаю кольцо. Выходит купол. Открывается. Ну как? Я хорошо помню, как ведет себя мой купол. Правая клеванта: левая клеванта. Вот и площадка нужная. Ветер к нам: разгоняемся: подушечка: приземление: Ты чего такая бледная? Испугалась? Да ладно тебе. Ничего страшного не случилось. Идти отдохни. Ты просто устала.
Что-то Ольге не понравилось из моего урока. Наверное, надо было постепенно. Ладно. С другими как-нибудь не так, но и не сейчас. Надо подумать. Наши должны поверить в это сразу же, иначе моя затея провалится в корне. А неплохо было бы, если бы Ольга летала на АН-2 почти не тратя горючего. А мы бы прыгали. Это Был бы класс. Можно было бы просто так что-нибудь делать. Зачем по идее нам самолет и парашюты? Ну да ладно. Это все пригодится, что - бы людей не пугать. Может вообще достаточно только Ольге летать? А остальные будут верить и Ольге тем самым помогать. Ого! Что это было? Это же Ольга пролетела. О! Мертвая петля, бочка: Да так и до мастера недалеко. Мы лучшие призы будем хватать. Хорошо я мечтаю. Пойду-ка я обратно. А то вечер, а утром домой пойдем. Жду не дождусь.
16.09.98 г.