Прочитала мемуары Анастасии Волочковой по дороге в Чехию.
Волочкова - персонаж неоднозначный. О ней ходят разные сплетни, вопрос в том, чему верить, а чему нет. Да, красивая балерина, да, неглупая и всегда четко знает, что хочет.
Лично мне Волочкова кажется несколько фальшивой. Перед камерой - просто ангел во плоти, закатывает глазки и говорит о высоком. Около года назад смотрела передачу “Школа злословия” с Настей в роли гостя. Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова различными способами, даже откровенной провокацией, пытались докопаться до ее сущности, но в ответ получили все те же пафосные высказывания о том, как человек должен нести в себе свет и как она любит всех и вся.
И решила я узнать мнение самой Волочковой, прочитать ее мемуары и понять, как она сама воспринимает себя и окружающий мир. К тому же, ее книга позиционировалась как достойный ответ звезды желтой прессе. А тут еще
kshenska описала в своем ЖЖ один смешной эпизод из “Истории русской балерины”.
В одном провинциальном городке тетенька-конферансье объявила номер Волочковой “раздедЁх из балета Спящая красавица”. Речь шла о “па-де-де”, в программке было написано по-французски “pas des deux”, а тетенька, видимо, была далека от французкого языка еще больше, чем от балета, как впрочем и зрители, абсолютно не отреагировавшие на этот курьез. Волочкова же с партнером прыснули со смеху еще за кулисами и после этого уже не могли нормально танцевать.
Был в книге еще один забавный эпизод, связанный с легендарной Вивьен Вествуд. Волочкова познакомилась с ней в Лондоне на постановке «Спящей красавицы» в «Альберт-Холле». Вивьен подарила Насте элегантное черное платье, а та в знак благодарности пригласила ее в гости и в качестве ответного подарка решила преподнести букет роз. Эпатажная Вествуд (уже тогда - женщина далеко не молодая) заявилась к Волочковой с прической и ярким макияжем, в коротеньком прозрачном платье и на высоченной шпильке. Когда Волочкова попыталась вручить Вествуд цветы, та от них отказалась, объясняя причину тем, что ей некуда их положить, сразу после их встречи она едет на день рождения к сыну… на велосипеде :)
На этом веселые эпизоды заканчиваются и начинается повествование о том, как все вокруг притесняют Волочкову, строят ей козни, плетут интриги за ее спиной, пишут про нее гадости, но она выше этого и идет вперед с высоко поднятой головой. И опять же, возникает вопрос, что является правдой. С одной стороны, мир искусства не безгрешен, завистников там хватает, и палки в колеса недоброжелатели вставляют довольно часто (сама сталкивалась с этим не раз), с другой - уж очень много этих "палок" описано в книге у Волочковой. При этом с ее стороны - абсолютно никакой самокритики, все ее танцы великолепны, все вокруг ее хвалят. Я, конечно, не знаток балета, но читала стати экспертов о ее далеко не безупречной технике. Может, снова, врут и наговаривают, пытаются очернить талант? По крайней мере, эта мысль красной нитью проходит через всю книгу.
Чем, безусловно, нельзя не восхищаться - ее работоспособностью и силой духа. Этот человек никогда не сдается с самого детства. Волочкова поступила в Вагановское балетное училище ”условно”, а вышла оттуда с красным дипломом и уже солисткой Мариинского театра. При поступлении ей сказали “нет данных”, но у нее была мечта и нечеловеческое упорство. Где сейчас ее талантливые сокурсницы? Правильно, нигде. Настоящего успеха в любом деле добиваются только трудоголики, одержимые мечтой, одного таланта, увы, мало.
Мне очень близко высказывание Анастасии: “Когда о каком-нибудь известном артисте говорят как о «везунчике», о том, что успех пришел к нему легко и просто, - не верьте. Если так и бывает, то чрезвычайно редко. Я могу согласиться с утверждением, что существуют люди, которым во всем сопутствует удача. Но понимаю и другое: этот, на первый взгляд, везучий человек вложил огромное количество своих физических и душевных сил, чтобы достигнуть высочайшей оценки судьбы. Удача и есть такая оценка. И только очень близкие и родные люди могут знать, чего она ему стоила.”