На руинах российского просветительства

Jan 18, 2015 01:54

Жизнь полна удивительных совпадений...
Буквально пару дней назад я оказалась по служебным делам в подмосковном городке Бронницы. В ожидании, пока гендиректор подпишет накладные, трепалась со снабженцами о том, о сём. В какой-то момент зашла речь о достопримечательностях Бронниц и их окрестностей. И один из сотрудников упомянул расположенную в нескольких километрах деревню Авдотьино, бывшее имение выдающегося русского книгоиздателя, журналиста и общественного деятеля екатерининской эпохи Николая Ивановича Новикова.

Услышав фамилию великого просветителя, я и сама преисполнилась просветительского рвения и произнесла небольшой спич о том, каким умнейшим и разносторонне талантливым человеком был Новиков, как отважно он боролся за отмену крепостного права, какой огромный вклад внёс в народное просвещение, культуру и развитие отечественной журналистики...
А сегодня открываю френд-ленту - и вижу огромный пост с фотографиями и картами об усадьбе Авдотьино и её бывшем владельце! Ну прямо как по заказу!

Хотя, с другой стороны, лучше б я этого не видела. Господи, что ж у нас за страна такая? Как может Отечество так относиться к памяти своих великих сыновей?
Разрушать новиковское наследие в Авдотьине начали ещё в первой половине 19 века, но вплоть до падения СССР там ещё далеко не всё было в руинах. Красавицу-колокольню, к созданию которой, как считается приложил руки сам Баженов, силами студенческих стройотрядов МГУ даже отреставрировали.

А в постсоветской России... Вместо того, чтобы восстановить всё, что поддавалось восстановлению, и сделать Авдотьино с его интереснейшей историей туристическим центром; вместо того, чтобы возить туда на экскурсии в обязательном порядке школьников всего столичного региона, - наоборот, разрушили то, что ещё оставалось целым.

И окончательно меня добил рассказ о приватизации и последующей самовольной перестройке домов, более двухсот лет назад построенных Новиковым  для крестьян (пункты 31-37 исходного поста). Эти дома, до сих пор хранящие данное Новиковым название "домов связи" -   единственный в своём роде, неповторимый, уникальный памятник русской культуры и общественной мысли! Ничего подобного больше нет ни в России, ни в мире. Их надо было беречь как зеницу ока, но ... Министром культуры у нас тогда был Швыдкой.

Под катом - интереснейший, на мой взгляд, текст  про Авдотьино времён Н.И. Новикова (даю его в сокращении, полностью статью можно прочитать по ссылке http://coollib.com/b/229161/read  ).
В своей родовой вотчине на рубеже XVIII-XIX веков Новиков пытался осуществить социальные и экономические преобразования. Это была попытка  в условиях крепостного права создать в Авдотьине более справедливые социальные и экономические отношения между помещиком и крестьянами.

Какого же типа хозяйство было в Авдотьине? Вероятнее всего, крестьяне были на оброке. Учитывая высокие нравственные качества Новикова и присущие ему чувства социальной справедливости и милосердия, можно предположить, что для авдотьинских крестьян этот оброк не был обременителен и им была предоставлена  известная хозяйственная  самостоятельность. Такой вывод можно сделать на основании протоколов допросов, связанных с арестом Новикова по указанию Екатерины II, и особенно материалов «Описи селу Тихвинскому Авдотьино тож и всему в нем имеющемуся декабря 17 дня 1792 г.» '. Опись представляет собой 24 листа, исписанных с двух сторон и подписанных Д. А. Олсуфьевым, А. И. Новиковым (братом Николая Ивановича) и двумя «благородными свидетелями». Екатерина II приказала произвести эту  опись,  когда  владелец  Авдотьина уже томился в сыром каземате Шлиссельбургской крепости.
Анализ описи дает основание сделать предположение, что в Авдотьине в конце XVIII века существовало неординарное помещичье хозяйство. Любопытно, что сегодня, по прошествии почти двухсот лет, мы можем не только перечислить поименно проживавших в Авдотьине в 1792 году крестьян, но и иметь достаточно полное представление об их имущественном положении. Из описи нам известны земельные и лесные угодья, приписанные к имению сельскохозяйственные орудия, имевшиеся в нем, даже масть и возраст лошадей, стоявших в обширных конюшнях, цвет обивки комнат, количество ложек и тарелок в буфетах. Названы там все жилые и хозяйственные постройки, начиная с господских домов и кончая крестьянскими избами.

Из домов, предназначенных для крестьян, до наших дней дошло девять. Из описи мы знаем, что были и другие. Представим, как выглядели эти девять домов в эпоху, когда были построены. . Если перевести сажени на метры, то получится следующая картина: длина дома 34 метра, ширина 9,6 метра, площадь 332 квадратных метра.
В описи ничего не сказано о крыше изб, но, вероятно, как и все постройки в Авдотьине, избы были первоначально крыты тесом и лишь позднее, уже в XIX веке,- соломой. Каждая крестьянская семья занимала часть дома с отдельным входом, деревянным полом, с окнами, хотя и маленькими, но застекленными, и имела свой отдельный хозяйственный двор.
С точки зрения технической эти дома не имели аналогии в практике строительства того времени. Но главное, дома эти были уникальны по той гуманной идее, которую пытался осуществить их создатель. Название этим постройкам «дома связи», по-видимому, было дано самим Новиковым, который предполагал, что непосредственно близкое соседство под одной крышей крестьянских семей будет способствовать их взаимному сближению на основе общих материальных и духовных интересов. На фоне беспросветной жизни окрестных крестьян, ютившихся в убогих избах, строительство Новиковым таких домов для жителей Авдотьина являлось беспрецедентным социальным актом.

Вот как выглядели в те времена обычные крестьянские избы: «Построение домов их есть обыкновенное и состоит из избы, которая построена передней стеной на улицу с двумя небольшими волоковыми и одним красным окошками; перед избою сени и клеть, за клетью навесы, и для скота хлевы и все оное покрыто соломою, а у некоторых при больших дорогах и близ лежащих Москвы реки селеньях и дранью».

Лишь две семьи в Авдотьине имели по одной корове, у всех других было от двух до пяти. Семья крестьянина Петра Кондратьева (возраст тридцать пять лет), состоявшая из семи человек, имела пять лошадей, три коровы, восемь овец, а у самого старого восьмидесятилетнего Никиты Федорова на семью из тринадцати человек приходилось семь лошадей, три коровы, десять овец. У Федора Петрова на десять человек было пять лошадей, три коровы, девять овец. Всего во владении семнадцати крестьянских семей было семьдесят восемь лошадей, сорок четыре коровы, сто сорок пять овец.
Для того чтобы такое развитое крестьянское хозяйство могло существовать в центральной нечерноземной губернии России, надо было очень рационально использовать пахотную и сенокосную земли.
Скот в личном хозяйстве имели и все дворовые, проживавшие в Авдотьине. Правда, было его меньше, чем у крестьянских семей.  Для дворовых также были построены дома. Один, как сказано в описи, «корпус глаголем» в два этажа, где было пять изб, и две «людские связи» на каменном фундаменте.

Были в Авдотьине и свои промыслы: «3 стана полотняных со всем прибором», новый стан в прядильне и «суконная фабрика». На кирпичном заводе в момент описи значилось кирпича - «обожженного столбового до 20 тысяч, обыкновенного 60 тысяч, сырцу 100 тысяч». Работало на этих «промышленных объектах» восемнадцать человек.
Плодовые сады в Авдотьине располагались вокруг двух господских домов и всегда были объектом особого внимания и любви со стороны хозяина. Где-то, вероятно в саду, стояла и «тепличка каменная длиной 6 сажен, шириной 3 сажени, покрыта тесом и выкрашена зеленою краскою».
Однако главным занятием в Авдотьине было, конечно, хлебопашество, о чем говорят размеры пашни и многочисленный сельскохозяйственный инвентарь.
Можно предположить, что разрушенное строение, находящееся в глубине парка за флигелем,  является остатками риги.
Здание без крыши, полуразрушенное, но даже в таком виде производит впечатление большими размерами и добротностью   постройки,   которые  свидетельствуют о масштабах хозяйственной деятельности Новикова в Авдотьине. Вместе с церковью и девятью крестьянскими домами эта рига - единственные дошедшие до нас подлинные строения времени Новикова.

Можно предположить, что в Авдотьине работали крестьяне из других деревень, а авдотьинские крестьяне платили хозяину оброк. В этом случае становится понятным и наличие двадцати «каменных чуланов» для людей. Это была своеобразная гостиница для крестьян, приезжавших на работу в Авдотьино.
Данные описи говорят о том, что все новиковские крестьяне имели большие личные хозяйства, а следовательно, были достаточно зажиточными, и что Новиков, не довольствуясь этим, старался, в меру своих возможностей, облегчить жизнь не только авдотьинцев, особенно в трудные моменты их жизни, о чем свидетельствует другая значительная постройка, к сожалению, несохранившаяся, значившаяся в описи как «хлебный магазин» или склад.

Возникновение «хлебного магазина» связано с одной из интереснейших страниц в деятельности Новикова в Авдотьине.
В 1786-1787 годах жестокие морозы и засуха стали причиной неурожая и голода, поразивших некоторые губернии центральной России. Однако правительство Екатерины II не приняло никаких мер по оказанию помощи голодающим.
В 1787 году императрица, с многочисленной свитой и в сопровождении австрийского императора Иосифа II, путешествовала по Крыму и Украине - Новороссии Таврической. Путешествие должно было показать Европе мощь и процветание России и сопровождалось роскошными и расточительными зрелищами, среди которых были знаменитые «потемкинские деревни». «Для разорения России надобно не особенно много таких путешествий и таких расходов»,- заметил граф де Людольф - один из иностранцев, сопровождавших императрицу.
Своим зарубежным корреспондентам царица писала: «У нас умирают от объедания и никогда от голода. У нас вовсе нет людей худых и ни одного в лохмотьях, а если есть нищие, то по большей части это ленивцы. Это говорят сами крестьяне». Под стать правительнице были и верноподданные. Вот одно из донесений от 6 марта 1788 года, подобное которым генерал-губернатор Москвы Еропкин регулярно посылал в Петербург: «В прошедшие 7 дней, как в здешней столице, так и всей губернии московской, было благополучно. Погода продолжалась тихая с умеренными морозами и солнечным сиянием, равной той, какова была и на прошлой неделе".

А в действительности люди умирали от голода. Вот что увидел Новиков в это время в Московской губернии: «Всякий, у кого есть дети, не может равнодушно отнестись к известию о том, что огромное число несчастных малюток умирает на груди своих матерей. Я видел исхудалые бледные личики, воспаленные глаза, полные слез и мольбы о помощи, тонкие, высохшие ручонки, протянутые к каждому встречному с просьбой о корке черствого хлеба, я все видел это собственными глазами и никогда не забуду этих вопиющих картин народного бедствия. Целые тысячи людей едят древесную кору, умирают от истощения. Если бы кто поехал сейчас в глухую деревню в нищенскую хату, у него сердце содрогнулось бы при виде целых куч полуживых крестьян, голодных и холодных. Он не мог бы ни есть, ни пить, ни спать спокойно до тех пор, пока не осушил бы хоть одной слезы, пока не утолил бы лютого голода хоть одного несчастного, пока не прикрыл бы хоть одного нагого».

Николай Иванович стал организатором широкой кампании по оказанию помощи голодающим крестьянам и выделил из собственных средств для покупки зерна большую денежную сумму. Его единомышленники по «Дружескому ученому обществу» собирали средства, раздавали крестьянам хлеб и семена для посева. Самую большую помощь оказал Новикову его друг и почитатель, сын богатого владельца уральских заводов Григорий Максимович Походяшин, который передал ему для помощи голодающим 50 тысяч рублей. С этими деньгами Новиков уехал в Авдотьино и жил там всю зиму и весну 1787 года, организуя покупку, доставку и раздачу хлеба крестьянам окрестных деревень. Помощь получали крестьяне «всей той окольности более, чем из ста селений казенных и дворянских». Хлеб пекли в Авдотьине и раздавали по окрестным деревням, причем наиболее отдаленные получали мукой.

Крестьяне смогли в последующую весну засеять поля, что было особенно важно для борьбы с голодом. Те крестьяне, кто не мог заплатить за взятый в долг хлеб, отрабатывали его. Мы знаем об этом со слов самого Новикова: «Из некоторых селений работою платили и обрабатыванием полей по собственной моей системе».
«Посредством сего хлеба вся та окольность в тот несчастный год прокормилась, и весной все поля были засеяны яровым хлебом. Осенью оказалось, при уплате, что хлебом и деньгами едва ли и третья часть уплачена была: включая в то и ту часть, которую из нескольких селений работою уплатили. Я сказал о сем г. Походяшину, который просил меня, чтобы из сих денег завесть хлебный магазин, который бы и содержать для требующих и на подобные сим несчастные случаи: от чего да сохранит бог отечество наше!
В последние годы раздача хлеба продолжалась повсегодно тем, которые просили: и из сих денег осталось еще на разные селения по 1792 год, помнится, до 15 тыс. или, может быть, и до 20 тыс. рублей не собранных ... С того времени построен у меня хлебный магазин, в котором и содержалось всегда готового хлеба, также и намолоченного от 5 до 10 тыс. рублей. Посредством обрабатывания полей и расчистки побросанных мест и посев хлеба у меня в деревне увеличивался повсегодно и увеличился почти до невероятного числа».

Следовательно, если пять лет спустя после голода, в 1792 году, в хлебном складе Авдотьина были значительные запасы зерна, можно считать, что оказание помощи крестьянам продолжалось и было прервано лишь заключением Новикова в крепость. В крепости же Новиков и давал отчет о своей благотворительной деятельности, отвечая на вопросы, составленные самой императрицей.

Для Новикова бескорыстная помощь голодающим явилась одним из выражений его высоких нравственных принципов. Оказание помощи крестьянам, в том числе и казенным, т. е. принадлежавшим правительству, со стороны Новикова и его единомышленников было расценено Екатериной II и ее приближенными  как антиправительственная демонстрация и вызов власти, оставшейся равнодушной перед лицом народной беды. Помощь Новикова крестьянам получила широкий и нежелательный для императрицы резонанс, усилив в ней чувство подозрительности против масонов и неприязни по отношению к Новикову.

При перепосте фотоотчёта после добавления к нему моих комментариев и этой статьи объём поста превысил допустимый, поэтому мне пришлось разделить его на две части. Непосредственно о путешествии в Авдотьино читайте ниже.

путешествия, Россия, история, журналистика, жизнь. Россия

Previous post Next post
Up