Сегодня, 7 июня, в России отмечали предполагаемый день рождения Муаммара Каддафи. Я пишу "предполагаемый" потому, что в Ливии не придают значения дням рождения, не празднуют их и, кажется, даже не указывают в документах. Поэтому с полной уверенностью сказать, какого числа родился Полковник Пустыни, никто не может.
В связи с этой датой вчера вечером я встречалась с корреспонденткой и оператором РЕН-ТВ у памятника героям революции 1905 года. Место встречи было предложено мной, так как весной, летом и осенью 2011 года там регулярно, иногда каждую неделю проводились каддафистские митинги.
В сентябре у памятника раза два или три выступала Катя Устюжанинова. Собственно, РЕН-ТВ только Катя и интересовала. Ко дню рождения Каддафи на канале хотели сделать передачу о его самопровозглашённой сибирской амазонке.
Когда телевизионщики впервые связались со мной, то сказали, что ищут в Москве людей, которые хорошо знали Катю и могут рассказать о ней что-то конкретное и достоверное, а не станут заниматься распространением слухов, фантазий и собственных домыслов. Посоветовала им журналиста Григория Белонучкина (он помог Кате перейти границу с Тунисом и привёз её в Триполи) и каддафиста Петра Рыбакова (он подружился с Катей, когда она жила в Москве перед отъездом в Ливию, и был у меня на её проводах).
Однако что-то не заладилось, и, по словам тележурналистки, сегодня этот сюжет уже не пойдёт. А пойдёт, по её же словам, тогда, когда будет "информационный повод". Думаю, ближайшие информационные поводы появятся не скоро - в октябре. Передачу могут сделать либо к дате гибели Каддафи, либо к годовщине Катиного задержания и последующего разгрома российского посольства в Триполи. Могут, конечно, и раньше - если станет известно что-то новое про Катю, но тогда, скорее всего, новости будут такие, что лучше бы их не было.
Больше всего на встрече с телевизионщиками меня удивил собственный пофигизм. Непонятно куда делся всегдашний патологический страх перед любыми выступлениями (кроме письменных). Раньше я прямо-таки коченела от ужаса и неловкости при виде камеры и/или микрофона, заикалась и ничего не могла сказать, если не читала по бумажке. А в этот раз к интервью не готовилась, говорила, что бог на душу положит, и чувствовала себя совершенно спокойно. Мне было безразлично, хорошо ли я буду смотреться в кадре, мало волновало, как порежут и перемонтируют сказанное мной, когда выйдет передача и выйдет ли вообще...
Вот если бы три года назад мне удалось пробиться на телевидение под любым предлогом и по любому поводу - лишь бы сказать хоть две фразы о необходимости поддержать Каддафи - о, как бы я волновалась и как была бы счастлива! Каким огромным успехом мне бы казалось даже минутное появление на популярном канале!
А теперь-то - что? Каддафи давно в могиле, его наследники убиты или ждут смерти, его наследие - Социалистическая Джамахирия - разрушено до основания. Теперь хоть по всем программам пой осанну, мёртвые от этого живее не станут.
И Катю из ливийских застенков можно вытащить лишь силой оружия или огромных денег, а не разговорами с экрана. Если она ещё жива... Но, живая или мёртвая, она уже вошла в историю и на странице, посвящённой Муаммару Каддафи, вписала своё имя кровью .
P.S.
Оказывается, в Википедии размещена статья про Екатерину Устюжанинову. Там есть интересные подробности, но в основном пишут всякую дрянь и хрень, типа того, что в годы студенчества она выдавала себя за еврейку и носила "пейсы" (?).
А пресловутый Мусин, тот самый, который два года назад писал, что чуть ли не лично отправил Катю самолётом в Москву, ухитрился пропихнуть в Вики свою версию о том, что застреленный офицер был Катиным сожителем и убийство носило чисто бытовой характер. Хорошо, хоть про "общего ребёнка" постеснялся добавить.
Мдя, проходимцем он себя показал и в истории с Катей, и в истории с Анхар. А в 2011-м поначалу производил впечатление порядочного человека.
Впрочем, в то время на каддафистской тематике пиарилось немало и других известных блогеров, производивших впечатление честных и хорошо информированных. Уж сколько они нам скормили врак! Стыдно вспоминать. Но СМИ события в Ливии освещали довольно скупо, а получать сводки новостей, свидетельства очевидцев, прогнозы экспертов хотелось ежеминутно. Вот и слушали чёрт знает кого, верили чёрт знает чему.
Сейчас примерно так же происходит с инфой из Новороссии. Каждый день где-нибудь да вылезут уже вошедшие в поговорку "пятьдесят тысяч туарегов". Впрочем, Новороссия всё же под боком. Туда можно позвонить, если есть знакомые, и даже при большом желании съездить. Там воюют наши добровольцы, имена которых известны и которые дают в Интернет информацию иногда прямо из окопов. Тем не менее, вранья, фантазий и домыслов с нашей стороны не меньше, чем с украинской.
А вообще, многое, очень многое происходящее на "руинах Украины" приводит мне на память 2011 год и Ливию.