Боливия - страна сказочно богатая самыми разнообразными природными ресурсами. Почему же она до сих пор такая бедная, одна из самых бедных в Латинской Америке? Ответ прост - потому что до недавнего времени полными хозяевами в её экономике были транснациональные корпорации. Доходы, которые должны были бы идти на повышение уровня и качества жизни населения, на развитие отечественной обрабатывающей промышленности уходили в иностранные банки и карманы правящей верхушки, тесно связанной с ТНК. (Похоже на постсоветскую Россию, или мне это кажется?)
Ситуация начала меняться коренным образом лишь с приходом к власти в 2006 году президента-социалиста Эво Моралеса. Кстати, он первый и пока единственный на континенте чистокровный индеец, сумевший занять президентское кресло.
Но для того, чтобы маленькая страна могла проводить независимую политику в интересах своего народа, находясь в поле зрения и в сфере интересов такого монстра как США, ей необходима защита.
В рассказе Марии Донченко, который я недавно перепостила, эта мысль отлично проиллюстрирована в художественной форме. Судьба Ливийской Джамахирии и Муаммара Каддафи была предрешена в 1991 году, когда не стало Советского Союза, а с ним - и великой России. Китай в то время ещё не успел стать сверхдержавой; позднее же Каддафи умудрился сильно подпортить с ним отношения, командировав Сейфа на Тайвань. А главная надежда Муаммара - на объединение арабского мира оказалась тщётной. Сколько бы арабы не заявляли о том, что являются единой нацией, к объединению, даже перед лицом общего врага, они органически не способны, это уже совершенно очевидно. Остаётся лишь удивляться тому, как долго - целых 20 лет - Каддафи удавалось лавировать прежде чем его корабль оказался раздавлен меж сдвигающихся скал.
Но с Боливией - я надеюсь - будет иначе. У неё есть защита. Это, в первую очередь, система коллективной безопасности стран Латинской Америки (здесь особенно важно её членство в блоке ALBA), а во-вторых, дружественные отношения и тесные экономические связи со сверхдержавой - Китаем.
В Китае, а не в России, Боливия строит свой первый спутник (оба венесуэльских спутника - также китайского производства); в Китае, а не в России заказала недавно партию военных самолётов. Впрочем, в последнем случае РФ в накладе не осталась: на днях франкистский (ну нравится мне его так называть!) Парагвай заявил, что намерен закупить российские военные самолёты «для достижения паритета с Боливией».
Итак, сегодня главный партнёр Боливии и других альбианских стран - это Китай. Но и связи с Россией для стран Боливарианского альянса весьма важны. Подружить с Россией против США Чавес, Моралес и Ко очень даже не прочь. И готовы ради этого порукопожатничать хоть с Ме, хоть с Пу. Стыдно молвить, но правда превыше всего: Чавес как-то раз не погнушался даже повторить штамп о «поднятии России с колен» нашим ботоксным. Чего только не сделаешь ради выгодных кредитов и контрактов, тем более в военной области!
Интерес альбианцев к сотрудничеству с Кремлём - взаимный интерес. Особенно после того, как Родина, продав Каддафи, позорно просрала свои интересы и влияние на Ближнем Востоке. В последние годы в Боливию и Венесуэлу активно внедряется Газпром.
На днях делегация Газпрома приняла участие в международном конгрессе “Боливия - газ и энергетика 2012″. В рамках конгресса газпромовцы провели ряд встреч с руководством боливийской государственной нефтегазовой компании YPFB, наделённой эксклюзивным правом от имени государства участвовать в нефтегазовых проектах и заниматься продажей углеводородов. Предполагается до конца 2012 года подписать крупный контракт по геологоразведке в газоносной провинции Асеро на юго-востоке страны (в настоящее время проект проходит утверждение в боливийских инстанциях).
Боливийская сторона заверяет, что сделает всё возможное для скорейшего завершения процедур, так как стране необходимо наращивать поставки газа, как для внутреннего, так и для внешнего рынка. На встречах обсуждалась и возможность участия Газпрома в проектах по производству сжиженного газа.
По запасам природного газа. Боливия занимает третье место в Латинской Америке после Венесуэлы и Тринидада и Тобаго. Более 80% газа сосредоточено в районе Тариха в четырех крупнейших месторождениях - Маргарита, Сан Альберто, Итау, Сабало. Боливия является основным поставщиком природного газа в Бразилию и Аргентину.
Для Газпрома Боливия - один из приоритетных регионов в плане приобретения нефтегазовых активов. В феврале 2008 года в Санта-Круc был открыт филиал компании "Газпром Латинская Америка", а в 2009 году - представительский офис в Ла-Пасе.
Весной этого года, когда Эво Моралес погнал очередную волну национализации в сфере энергетики и металлургии, журналисты интересовались у высокопоставленных газпромовцев, не боятся ли и они попасть под горячую руку Эль Эво?
Те сделали большие глаза и сказали, что знать не знают ни про какие национализации. Что у Боливии с Кремлём, сиречь Газпромом, слишком хорошие отношения, чтобы бояться национализации активов. И уж в самом крайнем случае они рассчитывают получить от правительства Моралеса хорошую компенсацию (привожу ответ не дословно, но где-то примерно так).
Вот я это пишу, а сама вспоминаю Каддафи. Многие у нас его упрекали за то, что после распада Союза он заигрывал с Западом. А что ещё ему оставалось? Хочешь жить - умей вертеться. Хочешь проводить независимую политику, не имея ядрёной бомбы и соответствующих средств доставки, - вертись ещё больше. Такой парадокс. Но вся жизнь соткана из парадоксов.
Каддафи на шведском телевидении в 1991 году
Беда Каддафи не в том, что заигрывал, а в том, что заигрался - и поверил в дружбу Берлускони, в честность своего должника Саркози, в африканские корни Обамы, в верность Путина… Надо было понимать, что 20 лет после 1991 года - всего лишь мирная передышка, и готовиться к большой войне…
(использованы материалы сайта Энергоньюс)