В примечании к этому материалу было написано, что его запрещено копировать без аж ПИСЬМЕННОГО разрешения правообладателей. Всё-таки рискнула, так как статья весьма информативная и будет полезна тем, кто её пропустил на ИТАР-ТАСС. Надеюсь, учитывая камерный характер блога, мне за это не впаяют пиратство и не оштрафуют на мильён. Хотя, с другой стороны, нет такого маразма, до которого не дошли бы наши правообладатели и правоохренители.
Комментировать нижеследующий текст не вижу большого смысла. Только хочу обратить внимание читателей на фразу: "весь год болезни Чавеса его главным «помощником» был баррель венесуэльской нефти, цена которого практически всё это время зашкаливала за 100 долларов". И вспомнить о том, что Россия занимает первое место в мире по экспорту нефти и газа. А затем сравнить: что делает со своим баррелем Чавес для населения Венесуэлы и что делают власти Великой сырьевой державы для своих подопытных, в смысле, подданных.
Есть ли шансы у противников Чавеса?
Сергей Середа (ИТАР-ТАСС, Каракас)
2 / 2
Энрике Каприлес. Фото EPA/ИТАР-ТАСС
В Венесуэле в разгаре президентская избирательная кампания, в которую Уго Чавес включился как самый опытный политический боец, поскольку он уже в третий раз вступает в борьбу за высший пост в государстве. Но впервые за всё почти 14-летнее правление бывшего десантника ему противостоит единый кандидат от оппозиции - Энрике Каприлес, представляющий Блок демократического единства.
Хотя для участия в выборах, намеченных на 7 октября, зарегистрировано семь претендентов, основная борьба, как и предсказывали аналитики, ведётся между этими двумя тяжеловесами в политике. Второй тур президентских выборов не предусмотрен. Победитель займёт кресло главы государства на шесть следующих лет.
В отличие от прошлых избирательных циклов на этот раз оппозиции удалось договориться о проведении праймериз - общенационального голосования, в котором приняли участие почти три миллиона человек. За Энрике Каприлеса, губернатора штата Миранда, отдали свои голоса больше половины венесуэльцев, пришедших на избирательные участки. Принять участие в выборах мог любой из 18 миллионов граждан страны, имеющих право голоса.
Комментируя избрание Каприлеса, президент назвал его кандидатом буржуазии, американского империализма, а также тех самых путчистов, которые в апреле 2002 года на два дня отстранили его от власти. Чавес пообещал легко разгромить его на выборах, «действуя мирными, демократическими и грандиозными методами». Попутно он предупредил, что если выборы выиграет кандидат от оппозиции, то Венесуэлу «ожидает вспышка насилия, война и пожар национального масштаба». Выступая на митинге правящей Единой социалистической партии Венесуэлы, Чавес выразил уверенность в том, что в случае его очередного переизбрания Венесуэле гарантированы «мир, национальное спокойствие и развитие». А вот в случае возвращения к власти представителя буржуазии прекратится реализация социальных программ, будет приватизирована система здравоохранения, а государственная нефтегазовая корпорация «Петролеос де Венесуэла» будет поставлена на службу капиталистическим интересам. Кроме того, уверен Чавес, «начнётся жестокое преследование революционеров, пусть в этом никто не сомневается». В результате «эта ситуация, без всякого сомнения, приведёт нас к войне, поскольку мы не станем смотреть, скрестив руки, на то, как над нами издеваются».
Помимо этого президент уверен, что в случае прихода оппозиции к власти новое правительство начнёт жёсткую чистку в рядах вооружённых сил. «И что же будут делать военные в этом случае? У них тоже есть руки», - сказал Чавес.
Реакция Каприлеса на выступление президента не заставила себя долго ждать: он дал интервью местной прессе, в котором отметил, что его и Чавеса разделяют 18 лет, а это говорит о смене поколений среди политиков. «Пришла пора уступить дорогу. Оскорбления и уничижительные заявления типичны для уставшего боксёра-тяжеловеса, который пытается нанести удар более лёгкому, ловкому и энергичному противнику», - сказал Каприлес. Не отступая от спортивной лексики, он сравнил избирательную кампанию с забегом на длинную дистанцию, в котором участвуют два атлета, один из которых уже выдохся, а второй полон сил и энергии. И если Чавес принадлежит к лагерю левых сил, то «речь идёт о левых ретроградах, символизирующих регресс, конфискации, всемогущее государство, тогда как я предлагаю прогресс, вариант, при котором государство лишь указывает направление и помогает там, где частная инициатива имеет собственное пространство и призвана содействовать прогрессу».
Если верить опросам общественного мнения, действующий глава государства уверенно опережает своего оппонента. Правда, в Венесуэле опросы - не очень точный инструмент: результаты сильно зависят от политических пристрастий тех, кто их проводит. Но тем не менее все они предрекают победу Чавесу, давая ему фору от 3 до 30 процентных пунктов.
По подсчётам председателя Национальной ассамблеи Дьосдадо Кабельо, являющегося также заместителем председателя правящей партии, Каприлесу нужно в ходе предвыборной кампании перетягивать на свою сторону 23 тысячи голосов в день, чтобы догнать президента. Что и говорить, едва ли это реально.
Одна из самых интригующих тем кампании - здоровье главы государства. Вице-президент Элиас Хауа в недавнем интервью газете «Ультимас нотисиас» заявил, что никто из сторонников Чавеса не думает о том, чтобы стать его преемником: «Мы об этом не говорим, да и зачем поднимать эту тему, если президент успешно восстанавливает здоровье?»
Прошёл год после того, как Чавес объявил о начале борьбы с онкологическим заболеванием. За последние двенадцать месяцев он перенёс три хирургические операции, химиотерапию и радиотерапию. Всё это время больной оставался по сути дела единственным официальным источником информации о состоянии своего здоровья, хотя оппозиция требовала публикации результатов независимого медицинского обследования. Вполне понятно, что время от времени появляются всевозможные слухи о здоровье президента, однако в целом, если верить опросам, это не отражается на уровне его популярности среди избирателей. Сам он не упускает повода продемонстрировать, что находится в хорошей форме: в последние недели он неоднократно подолгу выступал перед телекамерами.
Болезнь в самом деле мало изменила Чавеса, он по-прежнему способен увлекать соотечественников своим красноречием, приправленным большой дозой пафоса. «Наша революция победит, об этом знают пески Сахары, египетские пирамиды, воды Северного моря, камни и священная земля аргентинских Мальвин, заснеженные пики Анд, огромные саванны Ориноко и амазонская сельва», - сказал он в одном из последних выступлений.
Если же менее эмоционально взглянуть на шансы президента на очередное переизбрание, то нельзя не признать справедливость вывода одного из местных политических обозревателей, который отметил, что весь год болезни Чавеса его главным «помощником» был баррель венесуэльской нефти, цена которого практически всё это время зашкаливала за 100 долларов. Валютные поступления от продажи нефти в прошлом году составили 88 миллиардов долларов, что позволило правительству успешно справляться с обязательствами по обширным социальным программам. Если до выборов здоровье Чавеса резко не ухудшится или же цены на нефть не обрушатся, то Каприлесу вряд ли удастся стать президентом, считает большинство местных наблюдателей.
Успехи Чавеса и причины его популярности на виду. Благодаря высоким ценам на нефть рост валового внутреннего продукта Венесуэлы даже превышает прикидки экономического блока правительства. Как отметил министр планирования и финансов Хорхе Джордани, заметный импульс придала экономическому росту осуществляемая с прошлого года национальная программа «Великая миссия жилья», призванная улучшить жилищные условия трёх миллионов венесуэльских семей. По словам министра, строительная программа превратилась во «второй мотор венесуэльской экономики».
В год выборов правительство Чавеса обнародовало целый ряд новых социальных инициатив. В дополнение к программам по строительству жилья, выплате пенсий и пособий для малоимущих в мае в стране начала действовать сеть государственных аптек, цены в которых на 30-40 процентов ниже, чем в частных точках по продаже лекарств. Сеть получила название «Фармапатриа». Оно составлено из двух слов: «фармацевтика» и «родина». Характерно, что первая торговая точка «Фармапатрии» открылась в одном из столичных супермаркетов другой торговой сети «Педеваль», которая была создана правительством для продажи населению продовольственных товаров по субсидированным ценам. На первом этапе «Фармапатриа» откроет 172 аптеки, посетители которых смогут не только приобретать лекарства по «справедливым ценам», но и бесплатно измерять температуру и уровень давления, делать прививки и получать опять же совершенно бесплатные консультации от фармацевтов.
Сеть «народных аптек» - далеко не единственный пример боливарианского социализма, который Чавес строит в Венесуэле вот уже 13 лет. Напомню, что с ноября прошлого года в стране вступил в силу Закон о справедливых ценах, направленный на борьбу со спекуляцией в торговой сфере. Беспрецедентная юридическая норма предусматривала создание государственного органа, который контролирует цены на товары первой необходимости. С 1 апреля вступил в силу правительственный декрет о снижении цен на группу товаров первой необходимости, чтобы, как заявил Чавес, «постепенно покончить с безумием капиталистической спекуляции». В списке первой группы товаров со «справедливыми ценами» насчитывалось 19 позиций, включая минеральную воду, соки, шампуни, туалетную бумагу, памперсы, прокладки и дезодоранты. Комментируя доводы экономистов в пользу свободного рынка, Чавес заявил: «Свободный рынок нужен буржуазии, чтобы обкрадывать народ, обкрадывать трудящихся и таким образом обогащаться». По его словам, с новым законом «Венесуэла вышла в авангард борьбы против капитализма, пожирающего жизни, народы и природу».
У Чавеса ещё много задумок социалистического содержания. Так, например, власти планируют создать национальную сеть социалистических рыбных магазинов, в которых продукты будут вдвое дешевле, чем в обычных магазинах. А чтоб прилавки не пустовали и уловы не проходили мимо, рыбаки получат дешёвые кредиты для закупки лодочных моторов и сетей. Года два назад Чавес провозгласил начало социалистической эры в сфере фастфуда, открыв в Каракасе первую народную ареперу - закусочную, торгующую кукурузными лепёшками по «справедливым ценам». Идея прижилась, и на сегодняшний день по всей стране их действует уже более ста.
Все без исключения опросы общественного мнения свидетельствуют, что одной из самых острых для венесуэльцев остаётся проблема общественной безопасности. Неудивительно, что накануне старта избирательной кампании Чавес объявил о запуске общенациональной программы по борьбе с преступностью. Выступая по местному телевидению, он признал, что Венесуэла занимает пятое место в мире по числу насильственных убийств и серьёзность положения отрицать невозможно. Чавес уверен, что всплеск преступности, превративший Латинскую Америку в регион с самым высоким уровнем насилия в мире, напрямую связан с «ускоренной реализацией на практике неолиберальной экономической политики», которая привела к увеличению масштабов голода и нищеты. Хотя в Венесуэле уровень нищеты среди населения снизился с 20 до 7 процентов, этого оказалось недостаточно, говорит он.
Комментируя новую программу борьбы с преступностью, Каприлес отметил, что за неполные четырнадцать лет правления Чавеса таких планов было уже восемнадцать, поэтому вряд ли 19-й план что-либо реально изменит в этой сфере. К тому же за эти годы сменилось девять человек на посту министра внутренних дел, а перемен к лучшему нет. Кандидат в президенты уверен, что все разговоры о противостоянии преступности - не более чем предвыборные обещания.
Для борьбы с оппозицией у власти большой набор средств, имеющих общее происхождение - административный ресурс. Примером может служить история с частным телеканалом Globoviso’n, открыто поддерживающим кандидата от оппозиции. Буквально за день до начала избирательной кампании телеканал заплатил гигантский штраф размером в девять миллионов боливаров, то есть более двух миллионов долларов, наложенный за «тенденциозное освещение» кризиса в тюремном комплексе «Родео». Деньги были заплачены после того, как Верховный суд Венесуэлы принял решение из-за задержки с платежом наложить запрет на пользование имуществом телеканала стоимостью почти шесть миллионов долларов, что грозило Globoviso’n полным прекращением вещания.
Национальная комиссия по телекоммуникациям обвинила Globoviso’n в том, что он нарушил ряд статей Закона о социальной ответственности радио и телевидения, запрещающих использовать материалы, которые могут вызвать панику среди населения или послужить призывами к нарушению общественного порядка. В подтверждение своих выводов комиссия показала на пресс-конференции видеосюжеты канала о бунте в тюрьме, которые представляли собой эмоциональные заявления родственников заключённых. Те опасались, что национальная гвардия устроит кровавую бойню в «Родео», и требовали остановить полицейскую операцию.
Нельзя не вспомнить в этой связи, что пять лет назад покинула эфир компания RCTV, которая в 1953 году стала первым частным телеканалом в Венесуэле. К моменту закрытия она была самой популярной в стране, её смотрели 30 процентов венесуэльцев, в компании работало около восьми тысяч человек. При этом правительство не закрывало оппозиционную трибуну, оно просто не продлило лицензию, охарактеризовав её как «путчистский телеканал». Каприлес пообещал в случае победы вернуть RCTV в эфир.
Газета El National опубликовала недавно итоги опроса общественного мнения: 47 процентов венесуэльцев считают, что разделение в обществе происходит между сторонниками Чавеса и его противниками. Только 12 процентов придерживаются мнения, что водораздел пролегает между богатыми и бедными, такой же процент делит общество на сторонников капитализма и социализма. В то же время почти 79 процентов участников опроса указали, что в местах их проживания никогда или почти никогда не случаются конфликты, порождённые противоречиями между чавистами и античавистами. Социологи видят в этом подсознательное стремление людей не допускать политику в свою повседневную жизнь. Это стремление, оказывается, не в состоянии заглушить даже продолжительная целенаправленная пропаганда. Впрочем, подсознательные импульсы, похоже, не поколеблют решимость большинства проголосовать за Чавеса.
© ИТАР-ТАСС
© Эхо планеты