Боливийская женщина познаётся в борьбе

Jul 04, 2012 17:03

В империи инков, частью которой когда-то была Боливия, женщины пользовались весьма широкими правами. Индеанки имели несравнимо больше свободы и самостоятельности, чем в это же время их сестры по полу в Европе. Да и позже боливийские женщины не были особенно закрепощены, во всяком случае, не больше, чем мужчины.



Судя по отзывам наших туристов, доступным фото и видеоматериалам, боливийские дамы не блещут красотой и изяществом, но зато они очень, очень, очень  боевые. Не уступят мужчинам ни в чём. И если прекрасным полом их можно назвать с  натяжкой; то уж слабым полом не назовёшь точно.

Июнь 2012. Ла-Пас. Забастовка полицейских. Аймара (по-видимому, представительница крестьян-кокалерос) объясняет  спецназовцу, что он неправ


Крестьянские жёны (сторонницы Моралеса) объясняют жёнам полицейских, что те неправы


Чтобы унять осатаневших  женщин или, допустим,  раъярённых инвалидов (см. пост о ЖКХ в Боливии) , удобнее всего использовать дам.  По крайней мере никто не скажет этим полицейским: "Как вам не стыдно сражаться с  женщинами!" 


Вчера на портале Латиндекс мне попалась интересная статья про популярную национальную забаву боливийцев -  бои без правил, в которых активно участвуют не только мужчины, но и дети, и женщины. Ниже я её перепощиваю с небольшими сокращениями.




http://www.latindex.ru/content/articles/11698/
Автор: Яна Ященко

В последние годы большой популярностью в Боливии пользуется довольно неординарный вид боевых искусств - женский рестлинг. Главными героинями боев являются чолитас (Cholitas), рестлингистки, которых считают воплощением выносливости и силы. Каждую неделю тысячи боливийцев и приезжих туристов собираются, чтобы понаблюдать за тем, как местные борчихи летают по рингу,  всей своей массой наваливаются на соперницу, разбивают о её голову доски и деревянные ящики.



«Чолита» -это название боливийской борчихи является ласкательным вариантом слова «чола», которое происходит от испанского и индейского «huayqui» и «Chulu», и означает «помесь». Когда-то именно так испанцы презрительно звали девушек -полукровок, рождённых от испанца и индеанки. Шло время, количество полукровок росло, а испанцев становилось все меньше и меньше... И со временем слово «чола» стало утрачивать свое уничижительное значение. Под влиянием различных экономических, политических и социальных факторов оно меняло смысл, одно время даже трактовалось в народе как «неадекватное поведение».

В современной Боливии словом «чола» называют особей женского пола, которые сохраняют верность национальным одеяниям. Чолиты носят шляпы-котелки, теплый плед и длинные юбки с подъюбниками. Но иностранные туристы должны знать, что им ни в коем случае нельзя называть местных женщин чолитами, иначе можно нажить себе проблем. Проживают чолы в основном в Андах, а именно в регионах Ла-Пас (La Paz), Потоси (Potosi), Оруро (Oruro), Кочабамба (Cochabamba), Тария (Tarija) и Чукисака (Chuquisaca).

Именно жители горных районов предпочитают борьбу «Луча Либре» (Lucha Libre), которая являет собой разновидность рестлинга. В Боливию «Луча Либре» пришла из Мексики, в которой этот вид борьбы появился в начале двадцатого века. От привычного американского рестлинга мексиканский отличался яркими, красочными нарядами борцов, которые обычно выступали в масках, а также артистичной и акробатической манерой схватки. Со временем такой видоизмененный рестлинг понравился как индейской половине населения Мексики, так и всей Южной Америке. Постепенно Луча Либре обрел популярность и в Боливии.

В Боливии этим видом борьбы занимаются не только взрослые женщины и мужчины, но и дети. Согласно правилам боливийского рестлинга женщины- чолиты должны выступать в национальных костюмах. Боливийские женские наряды весьма колоритны, местные мужчины с ума сходят от одного только появления чолит на ринге.



Бои чолит - зрелище не для слабонервных. Хотя, туристам чаще всего демонстрируют показательные выступления борцов. Подобные выступления чолитас являют собой шоу, которые направлены в первую очередь на развлечение зрителей, а не на реальное выяснение отношений на ринге. Порой для разогрева публики борчихи используют специальные капсулы с кровью - они незаметно разбивают их и выливают на себя кровь. Зрители не успевают понять, что произошло, настолько умело чолиты проделывают этот трюк, и ахают, видя окровавленное тело рестлингистки.

Кто и когда придумал устраивать бои между чолами, одетыми непременно в национальные боливийские наряды, неизвестно. Однако сегодня этот экстремальный спорт очень популярен в Боливии, особенно в городе Эль-Альто (El Alto), где проходят самые крупные соревнования. Этот город располагается на высоте четырех тысяч метров над уровнем моря, рядом с Ла-Пасом, фактической столицей.

В Эль-Альто очень популярна группа рестлингисток под названием «Thе Fighting Cholitas». Каждое воскресенье чолиты выступают перед публикой в одном из спортивных заведений города. Во время поединка они наносят друг другу как постановочные, так и настоящие увечья. Билеты на их выступления можно приобрести непосредственно перед представлением в кассе спортивного комплекса или заранее в кассах туристических центров.
Стоимость билета на представление, в котором раньше участвовали только мужчины, составляет полтора доллара США для местных жителей. Иностранным туристам приходится выкладывать за это зрелище на несколько долларов больше, зато они получают лучшие места в первом ряду. Продажи билетов резко подскочили вверх после того, как организатор шоу Хуан Мамами (Juan Mamami) в 2001-ом году допустил к участию в боях женщин-борцов.

Каждый раз в спортивном комплексе собирается не менее одной тысячи зрителей. Казалось бы, чолиты должны получать за это очень неплохие деньги, однако в реальности все немного иначе. За один бой они получают порядка тридцати американских долларов, хотя для боливийских женщин это тоже неплохие деньги.

Борчихи, которые участвуют в поединках, не являются профессиональными спортсменками, это настоящий любительский спорт. В обычной жизни чолиты зарабатывают себе на жизнь торговлей, шитьем или вышиванием. Что же касается тренировок, то одни чолиты тренируются у себя на заднем дворе, а другие делают это в специальных клубах. Тренировки обычно занимают несколько часов. Наиболее известными клубами-группами бойцов являются «Las Diosas del Ring» и «Los Titanes del Ring». Возраст чолит, которые принимают участие в боях очень разный. Самыми младшими борчихами являются девушки подросткового возраста, а самым старшим - около сорока лет.
Чолиты нередко вступают в бои с борцами мужского пола. Победа чолиты над борцом-мужчиной в таком поединке приносит особое удовольствие поклонницам боев.

Рост и вес бойцов практически не влияют на результат поединка, так как стиль боя базируется в первую очередь на технике. Боливийские борцы очень часто используют канаты, окружающие ринг, для проделывания крайне рискованных маневров. Такие приемы весьма зрелищны, но в то же время очень опасны. При допущении даже малейшей ошибки во время выполнения подобного приема, можно получить очень серьезную травму. Поэтому некоторые приемы носят соответствующие названия: «вращательное самоубийство», «суицид» и т.д. Однако даже возможность получения серьезной травмы не останавливает чолит. Среди малоимущих слоев населения Боливии ходит много историй о том, как девушки из бедных семей при помощи этих поединков смогли пробить себе путь к достатку и славе.



При участии группы боливийских рестлингисток «The Fighting Cholitas» в 2006-ом году был снят короткометражный документальный фильм «Боливийские борцы» (The Fighting Cholitas). Режиссером двадцати минутной картины выступил Джобрани (Mariam Jobrani), который вместе с Кенни Краусом (Kenny Krauss) и Терезой Дескинс (Teresa Deskins) также стал его продюсером. Премьера этого фильма состоялась одиннадцатого ноября 2006-го года в Соединенных Штатах Америки. Картина получила много восхищенных отзывов и наград международных фестивалей.

Посмотреть выступления чолитас  на видео:

http://www.youtube.com/watch?v=38mAziF9ftY&feature=related - бой под открытым небом. Ла-Пас, апрель 2010

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=hq-Slm0uBBU     -2011 г. - отдельные эпизоды  шоу в Ла-Пасе  с участием чолитас

национальный менталитет, национальный колорит, этника, Боливия

Previous post Next post
Up