Оригинал взят у
yakov_krotov в
Тоталитаризм и учёные звания: почему фальшивых диссертаций будет больше “Борьба с коррупцией” очень помогает реставрации тоталитаризма - ведь это подмена “борьбы с тоталитаризмом”. Борьба с коррупцией предполагает единственный механизм решения проблемы: наращивание контроля, а в идеале - тотальный контроль. Разумеется, это приведёт - как и всегда приводило - к искоренению не коррупции, а нормальной жизни. Борцы же с коррупцией либо перейдут в ряды контролёров (наиболее вероятно, и неважно, свергнут они предыдущих контролёров, либо сольются с ними), либо разными способами перестанут быть борцами с коррупцией.
Простой пример, почему мне представляется недостаточным не только идейный уровень оппозиции, но и принципы, на основании которых она созидает этот уровень. Возможно, я не ознакомился со всеми отзывами в связи с фальшивыми званиями (диссертациями), но те, которые я читал, предполагают, что деятели номенклатуры защищают фальшивые диссертации исключительно для удовлетворения своего самолюбия. Яхта, брегет, диссер. Это в принципе крайне наивное объяснение - ведь оно не отвечает на вопрос, почему вдруг “самолюбие” использует именно такой набор. Набор не тривиальный - ведь на Западе диссертации вовсе не входят в набор обязательных для элиты маркёров.
Разгадка проста. Перед нами вновь не просто “советское наследие”, а реставрация советскости, реставрация тоталитаризма. Точнее, это - проявление порядков тоталитаризма зрелого, по определению Турчина, тоталитаризма самовоспроизводящегося. Объясняя роль научных степеней в позднем тоталитаризме, Турчин цитировал инструкцию:
«В практической деятельности Высшей аттестационной комиссии, советов высших учебных заведений и научных институтов рекомендовано установить незыблемое правило, чтобы к защите принимались только такие диссертационные работы, которые имеют научную и практическую ценность, а соискателями ученых степеней утверждались лица, положительно проявившие себя на научной, производственной и общественной работе».
Ключевое слово - “общественной”. Турчин приводит яркий пример - Григорий Померанц не имел научной степени. Он мог бы привести тысячи позитивных примеров - научные степени имели акторы номенклатуры (разумеется, их готовили для этих акторов референты). Действовала обратная логика: если в “учёные” допускаются лишь люди, которые тотально - то есть, и в личной жизни, и в “общественной” - доказали свою лояльность, то у лояльных, тем более, у объектов лояльности, тоже должны быть научные степени. Диссертация - “корочка”, маркёр, свидетельство тотальной верности.
Вот почему борьба с фальшивыми диссертациями заведомо обречена на провал. Система этот маркёр не отдаст - с какой стати? Напротив, она будет давить и дальше, восстанавливая порядок, при котором наличие учёного звания будет достаточным свидетельством тотальной лояльности жителя страны её идеалам - идеалам рабства и бесчеловечности.
Это задача кажется непростой - ведь в отсутствие железного занавеса, при желании синхронизировать российскую академическую систему с общемировой нужен, на первый взгляд, совершенно иной подход. Но весь опыт русского тоталитаризма свидетельствует, что задача эта вполне решаема. Свободный мир найдёт свои, тоже неформальные, способы защититься от наплыва фальшивых учёных - да эти способы уже есть, а в России будет “порядок” - то есть, узнавая, что у человека есть учёная степень, всякий может быть уверен, что этот человек - что бы он ни исповедовал в душе - никогда не примет участие в действиях и разговорах, неугодных власти.
P.S. Ссылку на Турчина не даю, но у меня на сайте по предм. указателю, если найти “тоталитаризм” - вполне сносная подборка литературы. Что тоталитаризм восстанавливается в полном объеме, мне стало ясно после того, как я (вчера) обнаружил эссе о том, что тоталитаризма не существует и не может существовать в принципе, так что совок не был тоталитарным. Какой-то сайт, связанный с сайтом “Хронос”, я точно не вник. Низовые строители тоталитаризма себя дрессируют и окружающих.
“Борьба с коррупцией” очень помогает реставрации тоталитаризма - ведь это подмена “борьбы с тоталитаризмом”. Борьба с коррупцией предполагает единственный механизм решения проблемы: наращивание контроля, а в идеале - тотальный контроль. Разумеется, это приведёт - как и всегда приводило - к искоренению не коррупции, а нормальной жизни. Борцы же с коррупцией либо перейдут в ряды контролёров (наиболее вероятно), либо эмигрируют.
* * *
Что за позорная бумага - официальная - Института русского языка, Крысов - в Яндекс о том, что “Белоруссия” - это разговорное, а “Беларусь” - официальное? В доказательство он ссылается на название какого-то договора с Белоруссией. Что, правила языка теперь определяет МИД и контрразведка? И ежели шпиён безграмотный, но во главе го-а, то его безграмотность - закон? Отличный тест на тотальность-лояльность… И в оппозиционном движении меня смущает именно, что там преобладают люди, согласные на “Беларусь”. Вообще, прошедшие сито лояльности, интегрированные - в университеты, высшие школы экономики, в официальные СМИ, в толстые журналы, получающие премии и дотации, спускаемые из кремлёв или терпимые кремлями. В этом смысле Навальный в совете директоров аэрофлота - очень символично. Как научная степень. Т.е., сигнал - я свой. С ним могут расправиться - военного министра судят же - но с ним расправятся (что далеко не факт) как со своим, не как с “классово чужим”. А мне даже в жэке с ходу говорят, что я - саботажник. Словцо-то из каких лет! Обнажился фундамент. Потому что я не хочу подписывать договор ТСЖ, не выяснив положение с землеотводом и капремонтом.
Кстати - об одной новой разновидности лжи. Когда я говорю о Навальном как нацике, мне отвечают, что “он же вышел из этого проекта”. Т.е. жизнь - чередование проектов. “Проект” тут - синоним слова “ложь”. Он перестал лгать об этом, он начал лгать о другом. Подразумевается, что если ложь не искренняя, а из расчёта, для манипуляции окружающими, то это допустимая ложь.
Данное сообщение изначально опубликовано в блоге
Форум сайта «Библиотека Якова Кротова». Вы можете прокомментировать здесь или в исходном
блоге.