Оригинал взят у
hloflo в
ПРОЕКТ ПО АРХЕТИПАМ "РОЛЕВЫЕ ГАРДЕРОБЫ". МАГ. ИРИНА МАЛЬЦЕВА Эксперт проекта:
ИРИНА МАЛЬЦЕВА (НЕКЕЛЕ)
Психолог, специалист по эмоционально-образной терапии, частный сыщик по внутренней Монголии.
АРХЕТИП МАГА: ТРИКСТЕР НА СЛУЖБЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ
Что мы знаем о лисе? Ничего. И то не все. (С)
Про Мага писать сложно, Маги нечасто встречаются. Это старший архетип, до него трудно и не всем надо дорасти, он предшествует Мудрецу, и реальных Магов в мире примерно так же мало, как Мудрецов (три-пять процентов всего человеческого поголовья). То, что люди думают про Магов, и то, чем Маги являются, сильно различается.
Так что приглашаю, как обычно, в комментариях обсудить, поспорить, добавить красок и смыслов.
ДОПОТОПНЫЕ МАГИ
Как только человечество себя осознало, оно тут же обзавелось архетипом Мага. Потому что важный и нужный. В традиционных культурах носитель архетипа очень часто и работает магом. Шаманом, колдуном, курандеро, - что характерно, у всякого народа свои такие есть.
Шаман-эвенк, 1900-е гг.
Шаман, иллюстрация с медной гравюры, 1768 г.
Монгольский шаман, 1909 г.
Откуда в человеческом сообществе берутся маги и зачем они ему нужны? У них важная роль. Основная часть людей в племени занята интересными делами: они живут, воюют, сеют-охотятся. Однако всякий архаический человек понимает, что кроме мира очевидного есть еще неведомый. А там, на той стороне мира, - боги, которые незнамо на что могут осердиться. Там мертвые, свои и чужие, которые внезапно начинают сниться или маячить в лесу. Духи, с которыми тоже приходится делить территории. Опять же, надо как-то разбираться с больными сородичами. А некогда, и навыков нет. Поэтому всякое племя регулярно выделяет из себя какого-нибудь индивидуума, который, если проходит испытания и признан годным, с тех пор не пашет и не сеет, а занят только дипломатическими отношениями с иным миром. Договаривается со всякой нечистью и высшими силами, управляется с болезнями, неурожаями и кармой всего племени.
Физиологически маг - человек, но он отдан иному миру, там принят за своего, и с тех пор живет на границе, шатаясь туда-сюда по разным племенным надобностям. За это мага кормят и содержат. Почтения ему тоже достается изрядно. Он имеет власть и авторитет. Казалось бы, не работа - а мечта, объяви себя шаманом и живи без бед. Однако не так легко было заполучить себе эту увлекательную профессию.
В отличие от современного общества, в архаических племенах имелся отличный фильтр для имитаторов. Существовал порядок становления магом, имелся регламент, и нужно было пройти отбор и испытания. Важно заметить, что, поскольку Маг всегда имеет дело с тем светом, в конкурсе обязательно имелись встречи со смертью. Две трети кандидатов от таких экзаменов помирали, но зато оставшиеся не вызывали у народа никаких сомнений. Попутно они обретали значительную личную силу, что помогало им в их труде.
ПРОФЕССИЯ - КОЛДУН ИЛИ О СОВРЕМЕННЫХ МАГАХ-ИМИТАТОРАХ
С тех давних времен человеки перестали встречаться со смертью каждый день, обыденный мир стал попрочнее, люди все реже замечали, что кроме социальных связей есть еще что-то, и поэтому Маги им стали требоваться не так часто. Народились медицина и различные науки. Часть функций в христианской цивилизации на себя взяли священники. Но вечная история о людях, наделенных особой силой, никуда не делась, и архетип живее всех живых до сих пор.
Общественное сознание остается по-прежнему детским, эгоцентричным, антропоцентричным. Профессиональные задачи мага в древности были - поддерживать равновесие хрупкого человеческого мирка, искать способы умилостивить большие силы, договориться с ними, чтобы не обижали. А сейчас в глазах обывателя Маг - тот, кто приложит свои или подвластные волшебные силы, чтобы решить вполне себе человеческие проблемы клиента. То есть, с точки зрения заказчика, ищущего магические услуги, Маг должен обеспокоить неведомые сущности и силы, чтоб свести в могилу злую соседку клиента, приворотить приятного парня или оберечь клиента от утраты денег. Профессия переместилась из области дипломатических межмирных отношений в сферу услуг.
Маги так не делают, они соблюдают субординацию. Человек мал перед лицом больших сил. Так что, если вы запрашиваете чудо и волшебство на решение вопросов, которые вполне решаются человеческими средствами, - вы пытаетесь забивать скрипкой гвозди. А если Маг согласился дать вам волшебную таблетку...
... перед вами, увы, имитатор.
Профессия - еще не архетип, архетип - не профессия, конечно. Потому среди племени разнообразных колдунов-прорицателей-шаманов-волшебников мы найдем не больше Магов, чем среди других профессий. Остальные - имитируют архетип с разными целями.
Сегодня человечество отрастило себе Интернет и мобильную связь, но понемножку утратило критерии профпригодности шамана и мага, при этом сохранив магическое мировосприятие. Поэтому имитировать Мага легче, чем другие архетипы. Неведомый мир недоказуем, пойти проверить клиент сам не может, а не верить страшновато - а ну как треснет посохом, да сглазит. Подавляющее большинство современных магов-по-профессии - самоназначенные, обучение проходили у таких же. А испытаний, связанных с умиранием и проверкой на вшивость в потустороннем мире не проходили совсем. Чаще всего сейчас имитируют архаического Мага в его шаманском обличье. Это изобразить проще всего (вот, например, алхимиком быть куда сложней, сколько слов учить надо, лабораторию обустраивать). А можно просто посещать шаманские семинары, где одни имитаторы устроят другим имитаторам увлекательный тренинг с бубнами, после чего дадут сертификат.
Но это не имеет отношения к архетипу Мага. Это означает лишь, что неведомый мир за пределами человеческой реальности влечет и манит человеков по-прежнему. И люди играют в волшебное, как дети - чтобы в игре прикоснуться к этому. Но пока юный душою игрок ходит в специальной шляпе, с посохом, весь в амулетах - он не Маг, он Невинный, имитирующий Мага.
Младшие архетипы часто имитируют более старшие. Среди тех, кто называет магию своей профессией, также много Бунтарей, малая толика Искателей, довольно обширная диаспора Своих Парней.
Итак, одна часть имитаторов берет себе эзотерическую профессию. Другие же просто распространяют в своем окружении известия о своей необыкновенной прозорливости, дурном глазе, волшебных способностях. Это любят делать именно Славные Малые, чтобы увеличить свою значимость в глазах окружения. По сути, они пытаются встать на довольствие к какой-нибудь группе, как обычные шаманы, шаманами не являясь. У Сироты это архетипическое: стремление получить без особых усилий деньги, признание, власть. В сказках это разные плутоватые мужики, которые внезапно угадывают что-нибудь или находят якобы украденную скотину - и царь берет их на должность колдуна. В реальной жизни достаточно намекнуть, что «я ведь еще и таролог», или «а у меня глаз дурной», чтобы получить некоторое количество плюшек в родном коллективе.
Уф. Вот теперь, после всех этих уточнений, я готова говорить о реальных носителях архетипа Маг. Которые могут работать кем угодно, или не работать совсем, ничего не говорить о волшебном, но все же действовать именно как Маги.
МАГИ: ВИД СНАРУЖИ
Вот вам список вариантов, как обычные люди могут воспринимать носителя архетипа Мага:
1. Как мошенника.
А как его еще назвать? Если этот типчик все получает легко и просто, пока мы тут надрываемся. Если он берет и делает то, что с нашей точки зрения невозможно. Деньги такой Маг получает с помощью фокусов. Ну, точь-в-точь, как наперсточник на ярмарке. А тот, помнится, оказался обманщиком и был бит! Но даже если чудеса несомненны, обывателю проще думать, что это иллюзия. Так с этими трикстерами, везунчиками и пронырами, спокойней.
2. Как адепта злых сил.
Если этот человек явно что-то может, чего мы не можем, то ему точно помогают нечеловеческие силы. Дальше в нашей цивилизации звучит так: «были бы это божественные силы, он бы был священником, а он не священник, а какой-то мутный тип. Значит, это силы адские, богопротивные». Значит, точно, черный властелин (Тм).
3. Как адепта добрых сил.
Ну точно, просветленный. Вон, так и сеет лучики добра. Сколько пользы нанес, сколько добра причинил. Это за то, что он такой хороший, были ему дадены сидхи необычайные и таланты чудесные. И стал он величайшим мастером (йоги, рейки, тантры, далее везде).
4. Как нечеловека.
Если он может такое, то он точно не из наших. А вот из каких, зависит от того, как будут интерпретированы проявления Мага. Одного носителя архетипа вполне могут обозвать сыном божьим (по совокупности чудес и блага для человечества), а другого, например, оборотнем - если силы явно не человечьи, а повадки и цели звериные.
5. Как доброго дедушку/фею-крестную.
Маг внезапно вам пригодился? Наверняка это оттого, что вы ему дороги. Может, вы его утраченный брат или двоюродный племянник? (Люк, я твой отец! (С)). Людям кажется, что они могут обрести нескончаемый источник добра (во всех смыслах), если сумеют отыскать связи с Магом.
Все это довольно далеко от реальности, но полезно посмотреть, что у вас отозвалось?
Как видите Мага вы, кого назначаете на эту роль и какие задачи у роли?
Почему люди тянутся к магу? Потому что ему можно вручить ответственность. Он ее берет. Не потому, что должен или виноват. По совершенно своим причинам. И тут интереснее, почему люди так охотно готовы ее отдать. Для них Магом может быть доктор, психолог, шаман или даже полицейский, который придет и по мановению палочки разрулит затор на дороге.
МАГ: КАК РАСПОЗНАТЬ
Не колдуют. Не снимают. Не портят. Как их тогда отличить от других людей?
- Их ощущают инородцами. Из другого теста. Из другого мира. Очень часто, даже если Маг встретился вам в рубище нищего, вы испытаете необъяснимое ощущение «он глубже/благороднее/выше меня». Хотя в рубище они почти никогда не разгуливают.
- Их беспокоит и интересует совсем не то, что остальных людей. Когда все в панике, они спокойны и эффективны (по сравнению с битвами богов эти ваши проблемы просто забавны). Они вообще чаще всего спокойны и эффективны, это рабочее состояние.
- Они откуда-то берут силы, которые им позволяют влиять на исход событий. Почему-то они влияют не туда, куда всем хочется, но неожиданно получается очень удачно и эффективно. Слово «эффективный» достоверно описывает носителей архетипа. Иногда снаружи кажется, что без колдовства точно не обошлось. Или без помощи потусторонних сил.
- Они часто имеют то, о чем мечтают люди - средства, успех, - но это для них никогда не цель (тут важное отличие Мага от имитаторов, продвигающих концепцию «я тут голодаю и скитаюсь, потому что меня влечет только волшебное». Маг в мире адаптирован прекрасно, куда лучше, чем средний человек). Всем этим они с удовольствием пользуются и даже иногда преумножают, но не вовлекаются. Цели же у них совершенно непонятные для тех, кто снаружи. Окружающие люди постоянно пытаются объяснять себе Мага, придумывая ему понятные мотивы для поступков. Иногда упираясь в нестыковки. Поэтому Маги раздражают, да. Всякий Иван-царевич свято верит, что Баба Яга в лесу сидит только для того, чтобы его снабдить инструкциями и выдать клубочек. Хотя, очевидно, у старушки есть цели куда большего масштаба.
- Их очень сложно определить как добрых или злых. Никак не помещаются в один цвет. Общепринятую мораль не используют, вместо морали у Магов личный интерес. Но не к новым местам, как у Искателя, и не к законам мира, как у Мудреца. Магу интересно повлиять на реальность коротким путем. При этом Маги крайне точны и аккуратны в действиях, чтобы соблюсти равновесие. Это иногда выглядит как высокоморальное поведение. А иногда совсем наоборот, потому что кто снаружи поймет, где у Мага баланс? Маг может казаться сварливым человеконенавистником, если его слушать. Но если смотреть на то, что он делает, то окажется, что, ругаясь и бурча, он таки оказывает помощь, разруливает вопросы и выдает решения.
Точнее всего цели Мага можно описать словом «хакерство». Он не нарушает закон, ему это не нужно. Маг просто найдет исключение, которое позволит ему проскочить в лазейку. Там, где другие будут действовать по регламенту, этот товарищ вывернется ужом и внезапно изобретет решение-велосипед, который через пару сотен лет станет трендом, а пока кажется чудом. Что удивительно, снаружи это выглядит легко и элегантно (ну, точно какие-то силы помогают!). Как ищутся исключения: с помощью выхода с плоскости на новый уровень: Маг не будет ссориться с секретарем в приемной, он подойдет к генеральному директору просто на улице, изложит свои идеи и будет принят с восторгом.
Чтобы играть в свои большие Игры, Маг, конечно, нуждается в людях. Люди Магу нужны, важны и интересны. В основном, не как личности, а как функции в большой Игре. Как частицы великого целого, которые можно привести в интересные положения и тем самым выложить новый узор в большой игре.
Со стороны это иногда выглядит как опека и помощь, а иногда как спасение человечества, но - в отличие от Опекуна или Правителя, Маг, сделав свое дело, теряет к спасенным всякий интерес, переключаясь на что-то другое.
Но зачем, зачем он все это делает: постоянно оказывается в гуще событий, активно на них влияя? Более того, большую часть этой гущи он сам и инициировал, вы просто не заметили.
Сказочный пример: Маг даст вам путеводный клубочек и кучу ценных сведений, потому что вы с этим клубочком потом окажетесь в нужный момент в подходящем месте, дернете за веревочку, откроется какая-нибудь дверь, царство будет захвачено, Кощей внезапно обретет погибель, для волшебного царства откроются совершенно новые перспективы. Понимаете ведь, что Маг, занятый этим Рагнареком, не очень увлечен конкретной историей Ивана-царевича и его личным счастьем? Он про того Ивана с его волком, лягушкой и папиным полцарством забыл, как только попрощался.
Поэтому с Магом трудно быть в отношениях. Он смотрит на вас крайне свежим взглядом, так что былые заслуги на него не действуют, романтическим приступам он не подвержен, мотивация его неочевидна. Если у вас в окружении окажется Маг, то почти стопроцентно он вас спасет при необходимости, но вы все равно будете чувствовать себя немножечко странно, потому что, спася, он не попытается стать вам близким человеком.
С Магом очень трудно оказаться и в состоянии войны. Понятно, почему - потому что у него нет предметов для конфликта. Ему не интересно что-то кому-то доказывать (и некогда), нет смысла бороться за власть (все равно у него все есть, что надо) и нет желания кого-то воспитывать и выращивать. Кроме того, война - способ затяжной, долгий и энергозатратный, а Маг всегда найдет изящный способ выйти из расклада с прибылью и пользой.
Что у магов с любовью: она бывает. При условии, что возлюбленный или любимая источает постоянные задачки на обход условий и прочие утехи. Они способны ужиться практически с кем угодно, сохраняя достоинство и эффективность, но расцветают с теми, кто способен увидеть их хакерские многоходовки и оценить их по достоинству. С теми, кто знает о силе. Личностно они любят немногих, однако сильно (С). Маг обычно преданный партнер, или не партнер никому, потому что нафиг ему не сдались все эти мучительные человеческие страсти. А если вы заполучили Мага в друзья, - вы счастливчик. Правда.
Очень хорошая иллюстрация обыденной жизни и любви Мага есть в рассказе Анны Коростелевой «Повседневная жизнь Лиувилля аль-Джаззара» (спасибо Княжне и Мечтателю за пример). Там наглядно и про цели, и про способы, и про хакерство, - отличный портрет архетипа.
ТЕНЬ МАГА
У этого архетипа Тень прописана обычно сразу. Недаром в общественном сознании магия делится на белую и черную, и не зря Магу приписывают свойства не только чудесного помощника, но и шулера, трикстера. Тень работает на равновесие. Иногда случается и перекос. Если Маг уходит в Тень, мы можем увидеть вот что.
1. Его перестает интересовать объективная реальность. Мне известны практики осознанных сновидений, которые спали по шестнадцать часов в сутки. Потому что во сне у них происходили увлекательные события, а бодрствовать было не так интересно. В самом неудачном стечении обстоятельств (бывает очень редко) Маг такого склада сбегает из реальности все дальше, и в итоге окончательно уходит: сходит с ума или умирает.
2. Вместо интереса ко множеству идей и действий, Мага может заклинить на одной идее. Тогда он станет фанатиком, и цель оправдает любые средства.
3. Маг становится мизантропом. Окончательно отказывает людям в звании «венец творенья» и начинает ими пользоваться, как подопытными кроликами, уже не заботясь о них самих. Саруман вот, например.
При этом Маг начинает саморазрушаться, потому что сам-то он - тоже человек, как бы ни отрицал.
Всякая Тень архетипа Маг - про смерть. Так же, как прямой архетип - воплощение пассионарности, чуда жизни.
ДВИЖЕНИЕ АРХЕТИПА: КУДА ЖЕ ДАЛЕ?
Чтобы стать Мудрецом, Магу надо всего ничего: познать на своей шкуре и принять постулат «что наверху, то и внизу» и перестать работать волшебным помощником всем попавшимся Иванушкам.
Первое поможет ему закончить с хакерством, потому что Маг, наконец, осознает, что Дух есть у человека всегда, как и Мир. Не надо для этого совершать рискованные рывки, подписывать договоры с демонами и непременно ехать в Гималаи. Можно прямо здесь.
Второе даст необходимый досуг для того, чтобы созерцать мир и анализировать знания. Сказать легко, но освободиться от своей социальной функции «быть в гуще событий и всех спасти с далеко идущими целями» Магу совсем не просто. Мудрец уже понимает, что гуща событий будет прекрасно вариться и без его активного участия, а Маг считает, что это он - тот Супергерой, на котором в настоящий момент держится история этого мира. При этом гордыни он не испытывает, но полон ответственности, и часто - не своей. Эта ответственность порой приводит к регрессу в Правителя, и бывший Маг, вместо того, чтобы играть большую игру, погружается в решение бесконечных вопросов групповой динамики. Правитель - архетип видный, но не для того, кто уже знает про то, что человеческий слой - не единственный, что в мире есть не только социальное взаимодействие, но и движения духа. И в тот момент, когда чужая ответственность остается лежать на дороге, а другие люди оказываются предоставлены самим себе, Маг становится Мудрецом. И приступает к познанию природы всех вещей, объединив и примирив в себе Мир и Дух.