В Израиле меня поражает удивительное сочетание интереса к прошлому, огромной работы в сфере археологии, создания археологических парков, экспозиций музеев -тут нам есть чем гордиться - и поразительного "самоедства" в кругах левой академии "постсионистского" и "постмодернистского" настроя, а так же и полного отсутствия "еврейских сантиментов" у политиков, и части населения, к-либо личного ощущения сопричастности своему Прошлому, взгляд на свою землю и ее памятники , природные и исторические, как просто на пятнышки на карте, как на досадно путающееся под ногами ненужное "что-то", разменную монету в политических играх по достижению "мира", фантастической легкости , с которой можно отмахнуться и отказаться от представляющегося совершенно несущественным… иногда просто не поинтересоваться, чтобы что-либо заметить.
Когда такое происходит с местами, имеющими религиозное значение- есть еще шанс, что что-то может пробудить реакцию общества, политиков, стать пунктом на переговорах (Могила Рахели, ставшая важным пунктом на переговорах перед созданием палестинской Автономии, Могила Иосифа в Шхеме, при всех трагических перипетиях погромов организованных там палестинцами, все-таки вернувшаяся пусть под слабый, но контроль армии, обеспечение, худо-бедно, раз в году доступа на молитву к т.называемой могиле Иехошуа бин Нуна в деревне Кифл Харис, израильский контроль в Пещере Патриархов в Хевроне с выделением в ней еврейской и арабской части).
Но мало кто знает, что легким росчерком пера еще в 90 годы Израиль обещал передачу ПА всего археологического материала, найденного при раскопках на будущей территории этого бандитского образования, полностью отрицающего наличие еврейского прошлого в Земле Израиля, вплоть до объявления фальсификациями сионистов самого Храма, материалов раскопок Города Давида и Иерусалима Иродианской эпохи… А ведь это - и находки в древнем Шило , месте нахождения Скинии Завета, и в древнем Шомроне-Себастии - столице Северного Царства при Омри и Ахаве, и мозаики многочисленных самаритянских и иудейских синагог и церквей византийской эпохи ...и многое другое… Англичане могут спать спокойно , любуясь "мраморами Эльджина" содранными с Парфенона, и не имеющими отношения к Англии , ассирийские крылатые быки спокойно стоят в Германии…только нам (точнее -части из нас, думаю, что мизерной) плохо спится от того, что сосуды для масла и воды из помещений при Скинии в Шило, скарабейчик из-под алтаря 13-12 вв. до н.э. на горе Эйваль, может быть оброненный воином Иехошуа (Иисуса Навина), нашел свое место на полке израильского музея или запасника Управления Древностей… а не был продан за границу палестинским «уполномоченным» , выброшен на свалку или объявлен памятником древнейшей истории палестинского народа восходящего к местным неандертальцам.
Сам факт нахождения сейчас еврейского народа, да хотя бы и просто - цивилизованного общества с его структурами, в т.числе научно-исследовательскими и просветительскими, в тех местах, где протекала наша древняя история, создает хорошие основы для ее исследования.
Немалую роль в этом играют как отдельные энтузиасты - любители и профессионалы -историки и археологи, так и "полевые школы" (среднее между турбазами и краеведческими центрами), группы регулярно путешествующих по этим районам туристов, как "местных", так и жителей других районов страны…Тут нам есть чем гордиться.
Мы знаем много примеров, когда "случайная встреча с прошлым" открывала для науки совершенно неожиданные вещи. Так было с бедуинским пастухом, искавшем овцу, а нашедшим кумранские свитки, с иерусалимским мальчиком, забравшимся в поисках водяного джина в мокрый заваленный тоннель в Кидронском ущелье, и увидевшего Силоамскую надпись.
И вот, совсем недавно обычная экскурсия полевой школы Гуш-Эциона по одному из районов к югу от Иерусалима (точное место по причинам, о которых далее будет сказано, хранится в тайне) привела к аналогичному результату…впрочем с несколько иными последствиями.
Гуш Эцион известен высоким уровнем экскурсоводов своей полевой школы и лекторов, проводимых ею семинаров и конференций. Но в этот раз открытие пришло "по вине " одного из участников экскурсии… Группа забралась в подземный водовод (возможно, речь идет о системе водоснабжения Иерусалима 2000 летней давности, начинавшейся от родников Хевронского нагорья -тогда я, кажется, догадываюсь - о каком месте идет речь …но шшш…..враг не дремлет) , точнее - в одну из его полостей с водяной ямой-накопителем. Чтобы помочь спускавшемуся в отверстие участнику экскурсии гиду- Биньямину Трупперу, прекрасному знатоку местности, энтузиасту своего дела, профессиональному историку-краеведу, пришлось, видимо, поднять глаза кверху, в то время как, спускаясь сам, он, как водится, смотрел вниз.… И тут в свете налобного фонаря он увидел то, что раньше было скрыто от глаз - вытесанную в обработанной скальной арке огромную капитель типично "протоэолийского ордера" - визитной карточки строений эпохи Первого Храма в Иерусалиме (10 - 6 вв. до н.э.). Похоже, что мы наткнулись на элемент большого здания , возможно дворцового комплекса этого периода, погребенного под землей.
Значение находки трудно переоценить. Ни одного такого комплекса вблизи Иерусалима до сих пор найдено не было, что и давало "отритцателям прошлого", группирующихся вокруг т.н. «тель-авивской школы» историков, один из аргументов для их утверждения, что и царства Давида и Соломона - то не было , или было что-то микроскопическо-провинциальное.
Недавние раскопки на Хирбет Кайяфа, недалеко от Бейт-Шемеша , дали нам яркий пример крупного укрепленного города той эпохи. Да еще и с древнейшей на настоящее время надписью именно на иврите, а не на ханаанейском языке. И тут же поднялся скандал - сколько шуму было у "тель-авивцев" в попытках передатировать этот комплекс временем попозже…сейчас они утихли, против фактов не попрешь), но там не было "дворцовых сооружений". А тут - пара десятков километров от Иерусалима ..прекрасное свидетельство устойчивой власти…пусть не обязательно царская "дача", может быть и к-нибудь властный центр…это не столь важно… Как подчеркивает директор полевой школы Ярон Розенталь, это не только первая в истории израильской археологии находка погребенного дворца столь ранней эпохи, возможно, сохранившегося целиком, но и находка самой верхушки колонны протоэолийского ордера на месте ее исходной «прописки» , причем, более того, на самой колонне.
Естественно, экскурсовод немедленно вызвал своего шефа Ярона Розенталя, а тот , прямо с места находки, позвонил в Управление Древностей, но вместо благодарности, получил ведро холодной воды на голову :" Забудь об этом, закрой рот…ты ничего не видел…не твое дело…мы про это давно знаем…вопрос политический ". Вот такой, примерно, набор "аргументов".
Нечто подобное можно увидеть в старом итальянском фильме "Пустыня Тартари" , где комендант форта на какой-то непонятной границе, отбирает у молодого офицера его личный бинокль, с увеличением больше штатного, в который видно то, чему , по "концепции" не полагается быть - скопления войск супостатов на горизонте пустыни.
Позднее, выяснилось, что вот уже полтора года, как Управление древностей знает об объекте и не только не начало его исследование, но и не позаботилось об его ограждении, постановке решетки на входе, объявлении его памятником истории…Дальше -больше: объект находится почти на линии (расстояние в 150-200м.) намеченной для проведения т.н. «Разделительной стены» , формально - защитной линии , должной помешать свободному проникновению палестинцев из Автономии , минуя КПП, а на деле - некой наметке границы будущего палестинского государства (в планах политиков). На местности же, до решения политических вопросов, она становится, де-факто, линией, за которой армия прекращает сколько-либо заметный контроль за всем, что, напрямую и явно, не угрожает безопасности в районе. Судьба археологического памятника, наверняка, не станет делом первостепенной важности на фоне многочисленных армейских проблем, тем более, что в т.н. «зоне В» административный контроль, формально, является функцией палестинской полиции. Такого рода «куриная слепота» для меня не внове - раскопанный и восстановленный профессором Адамом Зарталем , эпохальный по своему значению, алтарь периода расселения евреев по Земле Израиля , находящийся на горе Эйваль, легким движением руки, проводившей линии на карте, также оказался в «зоне В» , при полной возможности провести линию на несколько сот метров северно-восточнее. Только наличие на горе армейской базы и полная ее незаселённось арабами позволили, силами местного совета Шомрона , реставрировать и сохранить его. Не могу не удержаться от смутных мыслей о к-то внутреннем стремлении «архитекторов мира» отделаться от «неудобных фактов», привязывающих еврейский народ к его древним корням, к его территории, где каждый камень дышит Прошлым.
На запрос в армейские учреждения по поводу находки Труппера последовали уверения, что, в принципе, армия готова была бы обеспечить и охрану раскопок и решение «территориального вопроса», но….никаких просьб от Археологического управления на сей предмет не поступало!
Проверка юридического статуса земли (проделанная по инициативы дирекции Полевой Школы ) представила ситуацию еще в более абсурдном свете: данный участок не является арабской собственностью, а принадлежит еврейской компании. Мало того, существует практическая возможность заинтересовать местных арабов в том, чтобы они взяли на себя (в качестве экономического проекта) заботу о памятнике, зарабатывая на этом деньги (в таких случаях политика быстро отступает!) и помогли создать вокруг него атмосферу, позволяющую его нормальное посещение туристами после проведения там раскопок. Разумеется- основой такого решения вопроса может быть только оставление объекта на территории полного израильского контроля.
И напоследок, маленькое задания по «хаванат ха-никра» , пониманию прочитанного …популярное упражнение в израильских школах. Читателю предлагается слегка впасть в детство и сделать выводы самому.
Ответ пресс-секретаря ЦАХАла:
«Министерство обороны и армия предложили Управлению древностей всю возможную помощь чтобы извлечь археологическую находку из земли. Управление древностей предпочло не принимать нашей помощи , поэтому мы оставили этот вопрос.» Источник в армии подчеркнул, что армия предложила как охрану раскопок, строительство ограды вокруг объекта, так и иные виды помощи.
Управление Древностей : «Вопрос весьма чувствителен, требует серьезного и ответственного подхода . Управление уже давно занимается этим вопросом с целью привести к полному раскрытию объекта, и продолжит данные усилия при согласовании со всеми компетентными органами.»
Использованы материалы публикаций Амихая Атали в субботнем приложении к «Маариву» 19-04-2013, и в «Макор Ришон» (выпуск 819 )от того же числа.